Номер 12 (808), 31.03.2006
Клуб "Ю-синема" и руководство к/т "Маски" продолжают эксклюзивный показ фильмов. На начало апреля уже анонсирован фестиваль нового чешского кино. На его смену придет "Французская весна в Украине" (две ночи короткого метра). В эти же дни любители кино смогут увидеть картину российского режиссера Артема Антонова "Полумгла", вызвавшую немало споров на МКФ "Молодость" и т.д. Во второй половине марта в к/т "Маски" проходил показ трех американских фильмов: "Трепеща перед Богом" Сэнди Дубовского, "Чамскраббер" Ари Позина и "Матч-пойнт Вуди Аллена.
Такого режиссера, как обладателя трех "Оскаров" Вуди Аллена, представлять не надо. Его фильм "Матч-пойнт" это любовная драма, развивающаяся на фоне блистательной карьеры в высшем обществе Британии молодого тренера по теннису. Имя Ари Позина нашим зрителям ни о чем не говорит, хотя его сатирический фильм о жизни и нравах маленького американского городка получил не одну премию.
Что касается документальной ленты Дубовского, то она вызвала дискуссию, впрочем, запланированную руководителями проекта. Речь в фильме о совместимости сексуальных наклонностей геев и лесбиянок с ортодоксальным иудаизмом.
Проблема нетрадиционной сексуальности занимает сейчас большое место в искусстве. Впрочем, не всю продукцию, демонстрирующуюся на экране и лежащую на книжных прилавках можно отнести к искусству. Но, так или иначе, тема модная, эксплуатируемая, спекулятивная. В показанном фильме никакой спекуляции нет, как нет и искусства. И не потому, что картина документальная. Перефразируя известные слова о детской литературе, можно сказать, что документальный фильм нужно снимать, как художественный, но еще лучше. Картина Дубовского не выстроена и затянута. За шесть лет, в течение которых снимался фильм, режиссер нашел немало персонажей, готовых поделиться своими проблемами и сомнениями. Кстати, в их числе и раввин из Америки Вадим Гринберг, автор книги "Борьба с Богом и людьми", посвященной той же теме (он сопровождал режиссера и участвовал в диспуте). Но несмотря на немалое число персонажей, тема фильма воспринимается, как частная. Почему только гомосексуализм и иудаизм, а не гомосексуализм и религия вообще? Как относятся к этой непростой проблеме представители других конфессий? Более того. Это ведь проблема не только религиозная, но и светская. Порой с Богом легче договориться, чем с людьми. Не так давно в Советском Союзе за гомосексуализм попросту сажали. И сейчас есть государства, где сексуальные меньшинства подвергаются репрессиям, вплоть до смертной казни.
Одесситы, которые регулярно ходят на просмотры в к/т "Маски", наверное, запомнили фильм Ахмета Имамовича "На Запад" (призер МКФ "Молодость-2005). Трагическая история любви двух геев серба и мусульманина ставит вопрос о том, что жизнь любого человека священна, что на жизнь имеют право любые меньшинства: национальные, сексуальные, расовые и т.д. И еще вспоминается гениальный фильм Этторе Скола "Необычный день" с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, в котором одно из проявлений фашизма (действие фильма происходит во время визита Гитлера к Муссолини) выражается в преследовании геев. Фильм был поставлен еще в 1977 году.
Названные художественные ленты (можно было бы для примера назвать еще не одну) гораздо глубже поднимают проблемы сексуальных меньшинств во всех аспектах этого вопроса: светском, религиозном, этическом, биологическом, нежели показанный в к/т "Маски" документальный фильм. Они в большей мере заставляют задуматься. Вот уж воистину: "Над вымыслом слезами обольюсь".
А в общем, используя строки Булата Окуджавы (правда, написанные поэтом отнюдь не по данному щекотливому поводу), можно сказать:
Так природа захотела.
Почему? Не наше дело.
Отчего? Не нам судить.
И так же как истинно интеллигентного человека не интересует цвет кожи и национальность ближнего, не надо интересоваться и тем, какова сексуальная ориентация того, с кем сталкивает тебя жизнь.
Елена КОЛТУНОВА.