Номер 11 (601), 07.03.2002

НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ, КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ...

Замечательную артистку Раису Недашковскую "живьем" я впервые увидела на небольшой сцене уютного Зеленого зала Одесского Дома ученых. Конечно, я знала о ее работах в театрах Киева, видела многие из ее киноработ (в фильмографии Р. Недашковской – "Лiсова пiсня", "Сон", "Гадюка", "Комиссар", "Ошибка Оноре де Бальзака", "Вавилон-XX", "Страх", "На острие меча", "Биндюжник и король", "Голос травы", "Сад Гефсиманский", "Роксолана" и др.)

Но театральные и киноработы – это одно, а творческая встреча со зрителем – это совсем другое.

Недашковская выбирает для творческих встреч темы... нет, скорее, проблемы, которые близки ей и волнуют ее, и сидящие в зале воспринимают их, как откровение. Недашковская выбирает поэтов, которые близки ей, и чьи стихи волнуют ее. Сидящим в зале открываются такие глубины их творчества, в которые без актрисы они не смогли бы заглянуть. Когда Недашковская произносит какую-нибудь поэтическую строфу и останавливается, прислушиваясь к ее звучанию, сидящих в зале охватывает тот же трепет, что и артистку. В тот вечер она открывала своим слушателям Гарсиа Лорку и Тютчева. И столько истинного было в том, как она рассказывала о поэтах, о себе, о своих мыслях, о своих пристрастиях, и в этом было столько возвышенного, что захотелось встретиться с ней снова, продлить радость общения.

И вот я в скромной квартире, где остановилась актриса. И выходит ко мне не скифская царица в величественно ниспадающих черных одеждах, украшенных скифским золотом (не золотом, конечно, а украшениями, придуманными ее подругой – художницей Людмилой Семыкиной, создавшей выставку нарядов "Скифы и Киевская Русь"), а женщина в элегантном, но обыденном наряде. Но и в нем она так же величественно прекрасна, так же одухотворенно красива, как в дивных сценических одеждах, и мысли ее так же возвышенны, так же пытливы, так же пронизаны гуманизмом, как и при встрече не с одним, а со многими слушателями. И ты понимаешь – перед тобой человек подлинный.

Время беседы пролетело незаметно, хотя была она долгой. Стихи украинских, русских поэтов, Гарсиа Лорки то и дело прерывали течение разговора, но не прерывали течение мысли актрисы, не меняли создавшейся ауры.

Мы говорили о корнях актрисы. Ее мать родом из Стаек – есть такое место в Триполье, где много веков жили запорожские казаки, где расцветала не знавшая войн трипольская культура. Отец - из маленького городка Малина в Житомирской области. Хотя перед войной родители уже жили в Киеве, но родилась Раиса Недашковская во время войны в деревне под Малиным (по метрике место ее рождения – г. Малин). Деревня, где родилась актриса, звалась Старые воробьи, а рядом стояло село Недашки, где жили одни Недашковские да Скуратовские. Так что каждый житель села кроме фамилии носил еще и прозвище. Когда Недашковская привезла в родные края для просмотра фильм "Гадюка", то на него собрался народ со всех дворов. Председатель колхоза, обрадовавшись полному кворуму, решил провести перед сеансом собрание. И ко всем присутствующим он обращался только по кличкам, иначе было бы не разобраться. Название села, деревни часто совпадало с именем владельцев. Раиса Степановна как-то прочла, что во времена Богдана Хмельницкого была и украинская шляхта, а среди нее были фамилии Лиговских, Недашковских, Скуратовских... Актриса предположила, что ее фамилия сборная. Старинная фамилия Дашковых при ополячении превратилась в Дашковских. А что касается приставки "не", то, как известно, она характерна для церковников. Так, при принятии сана Цветаевы превращались в Нецветаевых, Дашковские – в Недашковских... Был же у отца в роду священник, приезжал он как-то. Раисе запомнились его красивые голубые глаза. Больше она его не видела и о нем ничего не слышала, но хотя была еще совсем ребенком, однако знала уже, что вопросов задавать не следует. Известно ей было только, что деда и бабушку убили голодом (только ли их одних?) за то, что были они хорошие хозяева, имели и землю, и лес...

Так и не добраться до начала корней своих. Правда, как-то во время творческой встречи один ученый-этнограф сказал Раисе Степановне, что Недашковские были... крымскими татарами. С тех пор мечтает актриса еще раз встретиться с этим ученым, распросить поподробнее, да все работа не позволяет...

(Продолжение следует.)

Елена КОЛТУНОВА.