Номер 9 (1005), 12.03.2010

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Мне, автору этой статьи, попала как-то в руки монография хирурга, гинеколога и акушера Виктории Федоровны Нагорной, название которой, насколько я помню, "Патология и акушерство". Каждая глава книги предварялась цитатой из Библии. Между некоторыми главами были помещены библейские сказания. Меня это поразило. На мой недоуменный вопрос Виктория Федоровна ответила:

- Врач должен быть многогранен. Он должен быть образованной личностью. В свое время я открыла для себя, что почти все картины эпохи Возрождения написаны на библейские мотивы. Возрождение и Библия. Мне хотелось заинтересовать и пробудить у молодежи желание прочитать Библию и вообще желание узнать больше, чем они знали раньше или не знали вообще...

Я много лет знакома с Викторией Федоровной. И если бы не знала, что она врач, притом врач от Бога, могла бы подумать, что передо мной поэт, так она рассказывает о родных краях, где прошло ее детство. Об украинском Полесье, его таинственных лесах, о зачарованной Десне, о пойменных лугах, о разноцветьи и ароматах, каких нигде больше нет. О своих одноклассниках, которые со всего света съехались на встречу - отметить 50-летие школьного выпуска. Она родилась на севере Украины в старинном городе Шостка, откуда еще Петр Первый возил порох. И сейчас это город химиков, город, известный любому любителю кино благодаря фирме "Свема", выпускавшей кинопленку. Но и химиком она, как видите, не стала, и к киноискусству отношения не имеет, потому что, перемечтав о профессиях летчика, геолога и строителя, в 10-м классе твердо решила стать хирургом. Просто хирургом, как те самоотверженные врачи, которых она видела на экранах кино. О гинекологии она тогда не думала, хотя мать ее работала акушеркой.

При приеме в Одесский мединститут девочку, окончившую школу с золотой медалью, уговаривали поступать на педиатрический. Но она твердо стояла на своем. Хочу быть хирургом. Сейчас она понимает, что видела в этом свою миссию, хотя такие громкие слова молодая девочка сама себе вряд ли говорила, скорее, ее прельщала, как она сама выражается, "романтика быстрого эффекта". И вообще: "Хирург - это характер", - говорит Виктория Федоровна.

С 3-го курса студентка Нагорная принимает участие в ургентных дежурствах и ассистирует на операциях в хирургической клинике мединститута, на 6-м курсе буквально не выходит из операционной.

Первым местом работы должно было стать село Завадовка. Вместе с мужем Виктором Степановичем Грабазюком - в то время аспирантом мединститута - поехали смотреть амбулаторию. Увидели покосившуюся хатку и на привязи возле нее в качестве сантранспорта старую кобылу. Это был шок. Муж оставляет аспирантуру, и им на двоих дают участковую больничку в селе Рассвет Березовского района, хозяином которого был легендарный Посмитный. В двух финских домиках размещаются терапевтические койки, амбулатория и роддом. Грабазюк становится главврачом. Кроме них, других врачей нет. Но нет и страха, есть лишь желание работать. А Виктории есть чему поучиться у двух опытных акушерок. Правда, это не спасает от ошибки при принятии сложных родов, которая едва не становится роковой. Вот тогда Виктория решает пройти специализацию по акушерству и гинекологии. Но это отдельная история, достойная пера Булгакова или Вересаева.

Спустя два года супруги возвращаются в Одессу и поступают в спецклинординатуру. Виктория - по акушерству и гинекологии, Виктор - по урологии.

Одновременно изучают французский язык (у Виктории за спиной Чкаловские курсы). И по окончании ординатуры без связей и поддержки оба получают назначение на 2 года в Алжир. В Алжире им не сразу удается завоевать доверие и любовь населения и коллег. Два месяца привыкали и те, и другие к стилю работы молодых врачей: не оставлять тяжелых больных, не отправлять их в другие больницы. А работа в Алжире была для Виктории Федоровны нелегкая. Много патологии. Много осложнений. В мусульманской стране, где запрещены не только аборты, но и предохранение, ей пришлось проделать больше операций по поводу разрыва матки у много рожавших женщин, чем во все последующие годы работы.

По возвращении в Одессу Виктория Федоровна берется за кандидатскую диссертацию по оригинальной теме "Аутовакцинация при гинекологических инфекциях". Она выполняет ее на базе Центральной научно-исследовательской лаборатории мединститута, которой руководит профессор Л. Шведов. Затем - докторская, иммунологическую часть которой Нагорная выполняет в лаборатории В. Запорожана и А. Левицкого. Но еще до защиты докторской Нагорная получает кафедру акушерства и гинекологии Одесского мединститута. Кафедрой она заведовала в течение семи лет.

Сегодня Виктория Федоровна НАГОРНАЯ - заслуженный деятель науки и техники, доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии № 1 Одесского государственного медицинского университета. На этой кафедре, на базе родильного дома и перинатального центра, входящих в состав областной клинической больницы, проходят трехгодичный курс последипломной подготовки интерны, сюда же направляются для повышения квалификации врачи Одесской и Николаевской областей. Она удостоена "Почесно⌡ вiдзнаки" губернатора Одесской области, ее имя вошло в книгу "Видные деятели акушерства и гинекологии". И все же Виктория Федоровна не только педагог, который может гордиться тем, что 14 ее учеников успешно защитили диссертацию, не только ученый, имеющий 29 патентов, автор 163 научных работ, выпустивший 8 монографий. Она в первую очередь - замечательный хирург. Хирург-гинеколог и акушер, который вот уже 45 лет отдает служению медицине. Притом самой ответственной ее части, так как врач-акушер отвечает сразу за две жизни - матери и дитя.

В этом году 29 февраля в календаре отсутствует, но 1 марта коллеги, общественность и друзья в присутствии журналистов и телевидения поздравляли Викторию Федоровну Нагорную с юбилеем. Один за другим приходили коллективы роддомов и клиник Одессы. Приходили матери с детьми, появившимися на свет благодаря Виктории Федоровне. И надо сказать, что все дети, обязанные своим рождением Нагорной, это, как говорят в Одессе, на редкость удачные, талантливые дети. Как сказала одна из присутствующих счастливых бабушек, "все зависит от рук, принявших ребенка". И если учесть, что каждому принятому малышу Виктория Федоровна отдает часть своей души, думаю, это правда.

Можно много рассказывать о сотнях спасенных жизней, можно рассказывать о сотнях малышей, которым она даровала жизнь, о золотых руках хирурга и акушера. Но, чтобы представление о Виктории Федоровне Нагорной было полным, я хочу дать ей слово.

- Как врач и человек я многим обязана своим учителям. Мои учителя - это и простые врачи клиники акушерства и гинекологии мединститута, не побоявшиеся давать мне скальпель в руки. Это и опытные акушерки и нянечки. В клинике была традиция - учить. Няня Феня брала за руку молодого клинординатора и вела его показывать, как делать клизму. Моим учителем оперативной техники был блестящий хирург Петр Савельевич Бернадский. Не в его обычаях было учить молодежь. Я была чуть ли не единственной его ученицей. Моим любимым учителем был легендарный Александр Яковлевич Турнер - в ординатуре мы проходили специализацию при 2-м роддоме, где он работал (гинекологическая клиника медина была закрыта на ремонт). Он сразу сказал: "Эту девочку я беру". Он учил академическому стилю и подходу к осмотру, беседе и методу лечения. Он учил, что на общение с больным нельзя жалеть времени. О больном нужно знать все: что ест и пьет, кем работает, что вредно, какие раздражители. Он учил, что нет врачей по одному органу. Врач лечит человека, целостный организм. И при осмотре врач должен осмотреть не только больное место, а всего больного от макушки до пят. У этого замечательного хирурга с пальцами скрипача-виртуоза был лозунг: "Я не хирург. В первую очередь я лекарь". Это были уроки врачебной этики и деонтологии. Уроки взаимоотношения врач-больной и взаимоотношений в коллективе.

В связи с последним не могу не вспомнить моих коллег по Измаилу, где я работала всего полгода перед Алжиром. В ненастный вечер на 29 февраля мне говорит дежурная акушерка: "Сегодня будет спокойная ночь. Никто не захочет рожать 29 февраля". - "А вот моя мама родила меня именно 29 февраля", - сказала я. И как я была поражена, когда в 7 часов утра, зимой, мне вручили букет белых роз.

Турнер... Турнер был врачом чеховского типа. Личность. Человек, небезразличный ко всему и всем. Человек, интересующийся судьбой своих больных и через много лет. Меня он поддерживал, когда я писала кандидатскую диссертацию на тему, в которую многие не верили. (Автор этой статьи была одной из тех, кого благодаря рекомендации Александра Яковлевича Турнера Виктория Нагорная включила в число "подопытных" больных в своей работе над диссертацией, чем и спасла ей жизнь). Письма ко мне Турнер начинал словами "Глубокоуважаемая Виктория Федоровна". Это возвышало в собственных глазах.

Кстати, знаете ли вы, как обращается один французский врач к другому, когда направляет к нему больного? "Любезный собрат". А у нас?..

Благодаря мужу я общалась со знаменитым урологом профессором Кириллом Антоновичем Великановым. И тоже училась у него. Он человек энциклопедических и необъятных профессиональных знаний.

Очень много я почерпнула у своего консультанта по докторской диссертации - членкора Российской академии наук Екатерины Михайловны Вихляевой. Ее любимым изречением было: "Науку нужно делать правильно или не делать ее совсем".

Сегодня многие отвергают роль лекции и личности в классическом процессе обучения. Мол, сейчас все сведения можно почерпнуть из интернета. Но дело не только в том, что в обилии интернетных сведений есть немало недостоверных. Интернет не может научить клиническому мышлению. Лекция не голая информация. Это личность профессора, его профессиональные знания и клинический опыт. И его эрудиция, широта взглядов, мировоззрение. И возможность общения и дискуссии с ним. Часто студент выбирает свою специализацию по примеру вдохновившего его педагога.

В этом отношении вызывает беспокойство Болонская система, которую мы вынуждены были внедрить. Программы составлены и унифицированы под Запад. Значительное место отводится самостоятельной работе. Но ни один здравомыслящий человек не допустит, чтобы малоумеющий студент взял скальпель и начал оперировать. Самостоятельная практика требует наличия университетских клиник, где есть современная аппаратура и работает высококвалифицированный персонал. Больной должен знать, если помощь ему оказывает начинающий специалист, то только под руководством опытного квалифицированного врача. На этом принципе зиждилась работа Новороссийского университета, при котором на улице Пастера был выстроен медицинский городок, где был ряд клиник разного профиля. Там были заложены мощные традиции, просуществовавшие до 70-х годов. Работа всех - от ведущих профессоров до нянечки Фени - была посвящена учебно-лечебному процессу. На этой же базе проводилась серьезная научная работа, в которой участвовали и студенты. И врачи, закончившие ОМИ, хорошо это помнят - они получили академическое, гуманистическое образование.

Сегодня мы идем по западному пути. Точнее, по американскому. Но в Америке главенствует механистический, инструментальный подход к диагностике и лечению больного. Гуманистический подход, когда началом диагностики была беседа с больным, вытеснен. Но нельзя надеяться только на компьютер. Можно привести множество примеров, когда такой подход приводит к серьезным ошибкам в лечении. Приведу лишь один. Больного анемией, малокровием лечат препаратами железа. Он ест его, фигурально говоря, пудами. Результата нет. Но если бы врач выяснил, что больной работает во вредном цехе, с препаратами, с токсическими веществами, понял бы, что не лекарства здесь нужны, а нужно сменить место работы.

Иногда мы следуем за Западом в вопросах, в которых Запад уже сам начинает сомневаться. Это касается и выхаживания недоношенных детей. Дети с весом 500 г нуждаются в исключительных условиях, необходима определенная температура, необходимо исключить световые и звуковые раздражители. Необходимы препараты ускоренного созревания структур легочного аппарата. Все это стоит очень дорого. В полном объеме такая помощь пока недоступна. Отмечаются недозревания органов зрения и слуха. Словом, назревают отсроченные последствия. С одной стороны - это жизнь, а за жизнь надо бороться. Но скажут ли нам спасибо те, кому мы дали эту жизнь, если она окажется низкого качества? Может быть, все это преждевременно. На Западе уже анализируют результаты и задумались.

Но вернемся к вопросу: "учитель и ученик". Ребенок приходит в свет, не зная как нужно жить. Я вижу миссию учителя в том, чтобы научить не только профессии, но и этике и деонтологии как в профессии, так и в жизни. Ученик не только тот, кому ты вложил скальпель в руки, но и тот, кто воспринял твою мораль и следует ей в своей жизни. Недаром на Востоке ученик долго жил в доме учителя, постигая его понимание жизни. У нас хорошая молодежь, она готова к этому, но ей нужно помочь. Учитель должен быть маяком, на который ориентируются студенты. Общество можно назвать обществом только тогда, когда в нем есть мораль, то есть существуют правила удобного сосуществования. Второе условие, без которого невозможно первое, - страх перед Богом. В настоящее время нельзя бесцельно бродить по жизни. У молодежи должны быть цели и моральные ориентиры. Для возрождения страны экономика важна, но без морали экономика не возродится...

Вот такая НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Врача, Педагога, Человека...

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.