Номер 9 (954), 13.03.2009
О нынешней ситуации на рынке труда моряков наш корреспондент беседует с председателем региональной Федерации морских профсоюзов юга Украины Евгением Изотовым.
- По каким вопросам в последнее время к вам обращались моряки?
- За организацией санаторного лечения, оказания материальной помощи.
Кроме того, мы постоянно работаем с
судовладельцами. Был случай пропажи капитана. Это случилось
на судне одного из агентств Ильичевска. После несения вахты
капитан ушел отдохнуть. Через некоторое время морякам надо
было решить какой-то вопрос. Зашли в каюту, а его нет. Исчез
бесследно. Мы организовали поиски, но так его и не нашли.
Были подозрения, что произошла ссора с членами экипажа.
Однако расследование ничего не дало. Моряки отзывались о
капитане хорошо. Даже пошли на то, что всех членов экипажа
проверили на детекторе лжи. Но это не дало результатов. И на
сегодня пропажа осталась загадкой.
- Как сказался экономический кризис на морской отрасли?
- Крупные судовладельцы, которые вовремя обновили свой флот, продолжают стабильно работать. На них особо кризис не повлиял. Более мелкие, у кого старые, небольшие суда, стараются как-то выжить, снижают зарплаты морякам, сокращают рабочие места. Поэтому обстановка на этом рынке труда напряженная. В Греции, где работает более 14 тысяч наших моряков, поставлено на прикол около 400 судов. Для профсоюза тоже период тяжелый. Уменьшились поступления, взносы. Но в то же время хочу сказать, что для наших моряков в этот кризисный период работа находится.
- Обострилась ли конкуренция среди украинских моряков, китайцев и филиппинцев?
- В последнее время наши моряки были востребованы на международном рынке. В эти 2-3 года комсостава даже не хватало. Особой конкуренции китайцы, филиппинцы нам не составляли. Сегодня, в связи с тем, что режут старые суда, ставят на прикол, становится меньше рабочих мест, возможно, ситуация изменится. Сейчас судовладельцы стараются выбирать лучших из лучших.
- Как должны вести себя моряки в сложившейся ситуации?
- Нужно стараться идти с судовладельцем на какие-то компромиссы. Если раньше что-то прощалось, то сейчас у него стоит очередь соискателей.
Вот такой случай. На одном из судов, которое стояло на рейде Новороссийского порта, забастовали 7 моряков. Судовладелец на две недели задержал им зарплату. Возглавил забастовку старший помощник капитана. Он потребовал, чтобы их доставили на берег. Пока разбирались, моряков поселили в гостинице. Потом они обратились в профсоюз за помощью, чтобы им выплатили моральные издержки. Когда судовладелец все подсчитал, то моряки, естественно, остались еще должны ему. Потому что они должны были оплатить вызов катера, пребывание в гостинице. Плюс еще простой судна. Из этого видно, что даже старший комсостав порой не просчитывает последствия, тянет за собой рядовой состав, совершая ошибки. А из-за этого страдают люди. Поэтому в настоящее время такие требования, капризы, забастовки только могут навредить.
Лучше посоветоваться с профсоюзом, юристами. Моряки должны думать перед тем, как выдвинуть какое-либо требование, чтобы, прежде всего, сохранить рабочее место. Мы же можем решить вопросы, которые находятся в нашей компетенции, например, помочь арестовать судно, если судовладелец не выполняет условия коллективного соглашения. Но профсоюз не может заставить частного собственника не продавать судно на металлолом.
- К вам может обратиться любой моряк, попавший в беду?
- Мы в любом случае всегда будем отстаивать интересы моряков. Наших людей на произвол судьбы не бросаем. Два года назад был случай. К нам обратились моряки из Измаила. Судовладелец заплатил им 30 % зарплаты, остальную сумму обещал переслать в морское агентство, через которое они трудоустраивались. Однако не сдержал обещания. Они не были членами нашего профсоюза. Но мы взялись за их дело. И когда судно пришло в Ильичевск, его арестовали, продержали трое суток. Судовладелец полностью с моряками рассчитался.
Мы помогаем всем, кто обращается, потом они становятся членами нашего профсоюза. Сейчас у нас 9 тысяч человек на учете. И все они получают совет по тем или иным вопросам. Ведь сейчас только профсоюзы могут оказать действенную помощь морякам.
Беседовала Инна ИЩУК.
Фото автора.