Номер 08 (855), 02.03.2007
Часто, собираясь в долгожданный отпуск, мы полностью вверяем себя в руки турфирмы. Она занимается планированием нашего отдыха, подбором отеля и экскурсий... И тут очень важно правильно выбрать турагентство, не довериться мошенникам, иначе отпуск может превратиться в кошмар, а жизнь после отпуска в череду судебных тяжб.
НАЧНЕМ С ОФИСА
Первым делом убедитесь в наличии у организации лицензии на турагентскую деятельность. Срок действия лицензии 5 лет. Посмотрите, когда она выдана, и проверьте, действительна ли лицензия.
Обратите внимание, сколько лет фирма работает на рынке туристических услуг. Наибольшим доверием пользуются агентства со стажем от 3 лет.
Задавайте больше вопросов о выбранном туре. Особое внимание уделите договору, проект которого, кстати, вы можете взять с собой для ознакомления.
Туристический договор должен содержать:
информацию о туроператоре (организация, составляющая тур), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
информацию о турагентстве (организация, продающая составленный туроператором тур), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
достоверную информацию о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;
дату и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
права, обязанности и ответственность сторон;
розничную цену туристского продукта и порядок его оплаты;
минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
порядок и сроки предъявления претензий туристом.
Дополнительные условия вписываются в договор по соглашению сторон.
ТУРОПЕРАТОРЫ И ТУРАГЕНТСТВА
Не путайте эти два понятия. Туроператоры формируют туристский продукт: продумывают туры, а турагентства (турфирмы) его реализуют. У каждого туроператора есть своя сеть турагентств, которые продают его путевки. Туроператор может продать вам путевку, но он не будет, в отличие от турфирмы, заниматься вашими индивидуальными пожеланиями. Чтобы не попасть на фирму-мошенника и соблюсти свои интересы, обратитесь к известному туроператору, пусть порекомендует вам надежную турфирму.
КАК РАСПОЗНАТЬ МОШЕННИКОВ
У таких агентств очень низкие цены на путевки.
Менеджеры и руководство готовы выполнить любое ваше желание, даже то, от которого отказались в другом агентстве, сославшись на невозможность его реализации (например, открыть шенгенскую визу за три дня).
Вам предлагают подписать договор, который утвержден печатью другой организации, а менеджер утверждает, что это вспомогательная или дочерняя фирма.
Не отдают для ознакомления образец договора.
Договор содержит пункты, ущемляющие права потребителя: изменены сроки предъявления претензий турфирмам (законом установлен срок 20 дней с момента окончания путешествия); сказано, что турфирма удерживает с туриста определенные проценты от стоимости тура, если клиент отказался от тура за определенное число дней до отправления (по закону, турфирма имеет право только на возмещение своих фактических затрат: услуг по оформлению визовых документов, оформлению билетов, штрафа отеля за отказ от брони и т.п.).
ЕСЛИ ВЫ НЕДОВОЛЬНЫ ПОЕЗДКОЙ
Предположим, вас не устроила одна из указанных в туристской путевке услуг. Тогда вы имеете полное право предъявить претензии турагентству или туроператору в течение 20 дней с момента возврата. Если фирма отказывается возмещать неудобства, обращайтесь в суд.
Исковое заявление о возмещении убытков (взыскании денежных сумм) составляется на компьютере или от руки в свободной форме на листе формата А4. В шапке укажите: "В районный суд такой-то (или мировому судье такому-то), укажите наименование и адрес истца (себя) и ответчика (турфирмы)". В основном тексте пишите: "Я, (ФИО), заключил с ответчиком договор (номер и дата заключения), согласно которому ответчик обязался предоставить мне следующие туристические услуги..." и перечисляете все услуги, прописанные в договоре, а затем те, которые были реализованы ненадлежащим образом. Далее необходимо указать, о чем именно вы просите суд: например, взыскать определенную сумму за неоказание какой-то конкретной услуги. Поставьте подпись и дату. Приложите к заявлению копию иска и документы (их копии), подтверждающие основание исковых требований. Например, если вас поселили не в той гостинице, предъявите об этом справку (ее выдает администрация гостиницы). Если был изменен маршрут тура, это можно подтвердить свидетельскими показаниями других туристов.
СТРАХОВАТЬСЯ ИЛИ НЕТ?
Собираясь в отпуск, подумайте о страховании своей жизни и здоровья, особенно если речь идет об отдыхе в экзотической стране. Страховка дело добровольное, и турагентство не может вас обязать страховаться. Однако менеджер обязан вас предупредить об опасностях, которые поджидают на отдыхе: малярийные комары, крокодилы, цунами... Исключение составляют, пожалуй, только страны Шенгенского договора. Туристов без медицинской страховки туда просто не пускают. Покупается она в турфирме и стоит 10-20 долларов, а сумма страхового покрытия доходит до 10.000 долларов. Еще существует страховка от отказа от поездки. При отказе туриста от поездки, скажем, за три дня (количество дней указано в договоре), он теряет полную стоимость тура. В любой страховой компании или через турфирму вас застрахуют от этой неприятности за 20 долларов, и когда бы вы не отказались от путевки, вам полностью возместят ее стоимость.
Юлия ФЁДОРОВА.