Номер 06 (802), 16.02.2006
НАШИ
В "Порто-франко" я пришла в апреле 1995 года. Газете еще не исполнилось и пяти лет. Родившаяся из "Комсомольской искры" газета во многом оставалась верна своей предшественнице. В 2001 году, празднуя 10-летие "Порто-франко", мы, естественно, вспоминали старых искровцев, вошедших в плеяду лучших журналистов Одессы. Сегодня мы уже отмечаем свое 15-летие и, как нам кажется, настала пора поговорить о первых портофранковцах, поверивших в возможность реинкарнации духа "Искры" в новой газете. И действительно, хотя время перемен в стране не могло не внести свои коррективы, газета в общем остается верна искровским принципам и традициям.
Итак, о тех, кто были первыми, вернее об одном из них.
Имя этого журналиста приобрело в Одессе широкую известность. Я даже не назову его сразу, а дам возможность читателям самим догадаться, о ком пойдет речь. Для этого я приведу отрывок из шуточной поэмы, написанной мною в 1995 году от имени кота Тишки в какой-то праздник.
...Мелькаешь ты то здесь, то там,
То на экранах, то в газетах,
То на фуршетах, то в советах.
И все бегом, все впопыхах,
Хотя всего на двух ногах!
(Уж я давно бы стер все лапы)
К тому же ты уж дважды папа!
(Своих котят я не считал).
Как хорошо, что я застал
Тебя сегодня в "Порто-франко"
Я караулил спозаранку...
Ну что, догадались, кому Тишка посвятил свои стиха? Ну конечно же, Александру ГАЛЯСУ.
Еще до моего прихода в "Порто-франко" я обратила внимание на новое для меня имя в журналистике. Прожив много лет в Ленинграде, я, приезжая летом в Одессу, начинала перечитывать одесские газеты. Статьи Александра Галяса, попадавшиеся мне в "Вечерке", "Черноморской коммуне", в "Комсомольской искре", а они, главным образом, были посвящены вопросам культуры, понравились мне нестандартными взглядами и суждениями, зачастую даже рассуждениями на тему искусства. Неспешность, логичность, а отсюда и убедительность этих рассуждений выделяли статьи Галяса из ряда других на те же темы. Как-то пришлось мне услышать и передачу областного радио, автором которой был Галяс. Вот так состоялось мое заочное знакомство с этим журналистом.
Когда я пришла в "Порто-франко", Александр уже 5-й год (со дня основания газеты) работал в ней заведующим отделом культуры. Тогда я узнала, что ради журналистики Саша оставил свою первую профессию он был научным сотрудником Одесского института народного хозяйства (сейчас экономический университет), автором более 25 научных работ.
В 2002 году на 50-летии Саши Галяса его бывшие сотрудники и педагоги говорили о том, что 15 лет, отданные экономике, не были зряшными. Но если бы спросили мнение его коллег-журналистов, то каждый бы ответил, положа руку на сердце: "Экономистом можешь ты не быть, но журналистом быть обязан".
Годы, посвященные экономике, вопросам планирования народного хозяйства, действительно не были зряшными. Если общее образование, эрудиция, начитанность, интеллигентность, природный вкус позволили Галясу стать интересным автором в области культуры, то специальное образование сослужило ему хорошую службу, когда Александр начал работать обозревателем газеты "Слово", а затем завотделом права и журналистских расследований в газете "Одесский вестник". (Сейчас Галяс корреспондент медиа-группы "Четыре района").
Собственно говоря, наивно думать, что человек работал и работал себе в институте, а потом вдруг взял и "Ап!", как в цирке с трамплина на трамплин перескочил в журналистику. До прихода в "Порто-франко" Галяс много лет совмещал обе профессии. Переломным моментом стало приглашение на постоянную работу в штат "Порто-франко". Недаром и по сей день "Порто-франко" остается любимой газетой Галяса.
Пассаж с цирком вырвался у меня невольно, потому что в списке изданий, для которых писал Галяс, среди журналов "Огонек" (времен Коротича), "Украина", "Век XX и мир", "Бумеранг" (США) и т.д., мне попалось на глаза издание "Советская эстрада и цирк".
Не знаю, каковы были темы публикаций в этом специальном издании. Зная круг увлечений Александра, смею думать, что они были посвящены не цирку, а эстраде. Возможно, в них речь шла о Леониде Утесове, творчеству и жизни которого Александр Галяс посвятил и публикации, и вечера памяти и телепередачи. Впрочем, не одному Утесову. Мне помнится вечер, героем которого был Лещенко. Были и другие вечера и передачи. И была даже книга, изданная в 1992 г. "Муж Пугачевой и другие".
Не берусь перечислять все конкурсы журналистов, лауреатом которых он стал. Я насчитала в его резюме одиннадцать конкурсов. Из них восемь всеукраинских.
Если ко всему прибавить то, что Галяс является автором и ведущим почти 10 циклов на телевидении, среди которых такие, как "Одесские мемуары", "Коллеги", "Персонажи" и др., что он был председателем (1996-2000) Консультативного совета ассоциации молодых журналистов "Нова хвиля", что он с 2001 по 2004 гг. вел пресс-клуб "Третий сектор", что с 2000 г. Галяс руководитель проектов "Школа социальной журналистики" и "Школа пресс-секретарей для общественных организаций" (среди выпускников которых Катя Жерносекова, редактор "Доброго вечера" Снежана Павлова, лауреат международной премии Дмитрий Дроздовский, член НСПУ Нина Курьята и др.), что в его увлечения входят шахматы, история советской, украинской и одесской эстрады, а также история КВН, то становится понятным шуточное посвящение кота Тишки вездесущему Саше Галясу. Впрочем, шутки Галяс понимает. Ведь он не только интересуется историей КВН он сам был членом команды КВН Одесского института народного хозяйства чемпиона СССР сезона 1971-1972.
Елена КОЛТУНОВА.