Номер 05 (901), 15.02.2008
Можно было бы написать: "От матроса-моториста до мичмана", или "От простого сельского парня до князя", "От скромного пенсионера до крупного функционера в отставке", "От учителя истории до матроса, делавшего историю" и так далее. И окажется, что узоры творческой биографии того, кому посвящен этот материал, не менее ярки и замысловаты, чем узоры на платках, которыми славится его родной город Павлов Посад, где он родился 8 февраля 1928 года.
Нет нужды пояснять, что речь идет о народном артисте СССР Вячеславе Васильевиче Тихонове, Герое Социалистического Труда, лауреате государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР, Лауреате Ленинской премии и Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, актере, снявшемся более чем в 45 фильмах, любимце простого народа, забрасывающего его мешками писем, и любимце властьпредержащих, человеке, которого одни называют замкнутым, а другие - душой компании, анекдотчике и пародисте... Словом, в высказываниях о Вячеславе Тихонове наблюдается то же многоцветье, что в списке его ролей или в узорах павловопосадских платков. Впрочем, ни одно из высказываний не диссонирует с решением коллег по цеху присудить Вячеславу Тихонову "Нику" в одной из самых замечательных номинаций "За честь и достоинство".
Итак, 80 лет назад в небольшом подмосковном городке ткачей Павлове Посаде в семье механика по наладке станков и воспитательницы детского сада родился сын Слава. Рос он, как все мальчишки этого городка. Лазал в чужие сады за яблоками, собирал окурки, чтобы подымить за сараями, в меру дрался и... панически боялся сцены и вообще публичных выступлений, поэтому ни в какой самодеятельности никогда не участвовал. Если учительница поручала мальчику выучить к празднику стишок - это было уже трагедией. А вместе с тем будущая звезда экрана мечтал о кино. Эта тайная мечта зародилась, вероятно, когда малышом он, сидя на коленях отца, увидел первый в своей жизни фильм. Да не какой-нибудь, а первый советский цветной фильм "Груня Курнакова" режиссера Николая Экка (1936 г). До окончания школы Слава свою мечту хранил в душе. Поэтому для родителей заявление сына, что он собирается ехать в Москву поступать на актерское отделение ВГИКа, было, как гром среди ясного неба. У матери была своя мечта - увидеть сына агрономом. Ей, пережившей не один голод в молодости, наголодавшейся в войну, хотелось, чтобы сын был поближе к хлебу. Спасибо от имени миллионной армии киноманов и вообще от имени искусства, что у Славы была мудрая бабушка. Она сказала родителям: "Отпустите его, иначе всю жизнь он будет вас упрекать". Слава уехал в Москву поступать во ВГИК и... провалился. Известно, что многие выдающиеся актеры поступали не с первого "захода". Думается, что Славу Тихонова не то что "не разглядели", скорее всего, сказалась его робость перед синклитом профессоров. Но видимо, был он не так уж безнадежно плох, потому что, когда курс уже был набран, произошло то, что иначе, как "подсчитали - прослезились", не назовешь. В "джазе", то есть на курсе оказались одни девушки (на дворе был 1945 год). И тогда руководитель курса Борис Владимирович Бибиков решил взять хотя бы одного юношу. Тихонов был принят условно на один год. Если кто-нибудь подумает, что выбор пал на парня из-за его блестящих внешних данных, то ошибется. Хотя, возможно, Бибиков опытным глазом и рассмотрел в худом длинноносом парне будущего красавца - гардемарина Горелова ("Максимка") или мичмана Панина ("Мичман Панин"). По павловопосадским меркам Славка Тихонов был просто некрасив. Та аристократичность черт и стати, которая окончательно сформировалась в Вячеславе Тихонове позже, выбивалась из канонов красоты, ценимой в маленьком рабочем городке.
Однако миновал год, и условное пребывание в мастерской Бибикова, стало безусловным. Более того, такой большой режиссер и педагог, как Сергей Аполлинариевич Герасимов, доверил студенту Славе Тихонову роль Володи Осьмухина в своем эпохальном и многострадальном фильме "Молодая гвардия", вышедшем на экран в январе 1948 года. Я хорошо помню, что происходило в кинотеатрах при демонстрации фильма. Люди рыдали, некоторые теряли сознание, их выносили из зала. И они, придя в себя, снова возвращались в зал. Фильм получил Сталинскую премию. Инна Макарова - Любка Шевцова, Нонна Мордюкова - Ульяна Громова, Сергей Гурзо - Сережка Тюленин, Людмила Шагалова - Валя Борц... Эти актеры запомнились сразу. Запомнились потому, что их персонажи были ярче всего выписаны в самом романе и успели полюбиться еще до выхода фильма. Володя Осьмухин как-то не запомнился. Но для Тихонова работа в фильме такого мастера, как Сергей Герасимов, значила много - эта была высшая школа. Кроме того, фильм "Молодая гвардия" сыграл огромную роль в личной жизни Вячеслава Тихонова. На съемках этого фильма он встретил свою первую большую любовь - необыкновенную Нонну Мордюкову, которая стала его женой. История брака Тихонова и Мордюковой - непростая история. Очень уж они были разными по характеру, воспитанию и темпераменту. Ни тот, ни другая никогда не делятся воспоминании о своей неудавшейся совместной жизни, хотя прожили они в браке не один год, родили сына Володю, удивительно похожего на отца (актер Владимир Тихонов ушел из жизни в 1991 г.). В недавней передаче о Нонне Викторовне Мордюковой о Вячеславе Васильевиче говорили сестры Нонны, говорили очень тепло. В отличие от самой Мордюковой, они по сей день поддерживают дружеские отношения с бывшим зятем.
Мне кажется, что "Молодая гвардия" сыграла в жизни актера Тихонова еще одну немаловажную роль. На этом фильме он познакомился с Татьяной Лиозновой, которая работала на картине режиссером-практикантом. Не исключено, что если бы не эта встреча в картине, у Штирлица могло бы быть совсем другое лицо. Конечно, это мои домыслы. К моменту съемок фильма "Семнадцать мгновений весны" у будущего Штирлица была уже солидная фильмография, в которую входили такие блестящие работы, как создание образов Матвея Морозова ("Дело было в Пенькове", 1958 г.), Виктора Райского ("ЧП - Чрезвычайное происшествие", 1959 г.), мичмана Панина ("Мичман Панин" 1960 г.), Безбородько ("Жажда", 1960 г.), Алексея "Оптимистическая трагедия", 1963 г.), князя Болконского ("Война и мир", 1966-1967 гг.), Мельникова ("Доживем до понедельника", 1968 г.) и др. Тем более, что в фильме "Жажда" Тихонов уже примерил на себя немецкий мундир, сыграв нашего разведчика, проникшего в штаб врага.
Немного личных воспоминаний. Впервые "вживую" я увидела Вячеслава Тихонова, когда он в 1953 году снимался в фильме "Максимка", который ставил по сценарию моего отца Григория Колтунова режиссер Владимир Браун. Тихонов играл гардемарина Горелова. Фильм "Максимка" часто повторяют на телеэкранах. Посмотрите на молодого Тихонова. Невозможно представить, что актер, сыгравший этого утонченного молодого офицера с аристократическими манерами, вырос в обычной советской семье, в провинциальном городке. Обратите внимание на сцену, в которой он и капитан корвета поднимаются по ступенькам в резиденцию английского консула. Это уже почти будущий Андрей Болконский. Здесь большая заслуга Владимира Александровича Брауна. Я не встречала более аристократичного человека. Страшно некрасивый и безмерно обаятельный Браун доводил меня буквально до слез, когда мне 8-9-летней давал уроки хорошего тона, учил держать ложку, вилку и нож, не класть на стол локти, учил, как входить в комнату, как здороваться... Думаю, что лоск Тихонову придал он.
Прошло почти четыре года, и в 1956 году Вячеслав Тихонов снова приехал в Одессу. Он был приглашен на роль моториста Райского в картину, которую по сценарию моего отца должен был снова ставить Владимир Браун. Речь идет о знаменитом "ЧП" - "Чрезвычайном происшествии". В декабре 1997 года в одной из радиопередач Вячеслав Васильевич, вспоминая свои роли, подчеркнул, что одна из самых любимых и необычных ролей в его творческой биографии была роль одессита Райского. Наряду с ролью Матвея Морозова эта роль открыла его неповторимую индивидуальность. Она была поворотной в судьбе молодого актера. Помню, как Тихонов знакомился с одесским колоритом. Чтобы совместить приятное с полезным, Вячеслав, тогда просто Слава, попросил меня сходить с ним на знаменитую одесскую барахолку. Насколько я помню, толчок тогда располагался где-то в районе Староконного базара. Не помню, что он искал на толчке и купил ли он что-нибудь, но помню, как он заводил разговоры и вслушивался в речь и выговор аборигенов. Восторгался парадоксальностью оборотов речи. Мы встретили на толчке мою сокурсницу, девица эта всегда отличалась непомерным гонором. Но тут она увязалась за нами, не сводя глаз с Вячеслава. Так мы и ходили по толчку втроем. Думаю, что если бы это был не 1956 год, а хотя бы года на два-три позже, не говоря уже о временах Штирлица, спокойно побродить по барахолке нам бы не дали. Фильм "ЧП" начал запускаться в производство летом 1957 года, но случилось несчастье. Перекупавшись в море, Браун получил воспаление среднего уха и умер во время перелета из Одессы в Киев. Фильм ставил уже Виктор Ивченко. Картина вышла на экран в 1959 году. Она и сейчас нередко появляется на экранах телевизоров и хорошо смотрится и сегодня. Но даже те, кто видел картину почти полвека назад, в первую очередь вспоминают Тихонова-Райского и сразу же скрещивают пальцы, как его герой, когда он начинал "заливать" товарищам какую- нибудь байку или хотел дать им знак, что то, что он говорит в присутствии врагов, - ложь.
Несмотря на то, что роль Андрея Болконского была следующей из, казалось бы, знаковых ролей актера, не она затронула сердца большинства зрителей. Тем более, что эта роль разделила критиков на два лагеря - одни считали ее очередной удачей актера, другие находили не соответствующей толстовскому образу. Не очень был доволен трактовкой Тихонова-Болконского и режиссер фильма Сергей Бондарчук. Не до конца остался удовлетворенным своей работой и сам Вячеслав Васильевич. Однако князь Андрей у каждого свой, отсюда и разная оценка работы Тихонова. Но вот вышел на экраны фильм Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника". Тихонов - учитель истории Мельников - произносит с экрана крамольные речи. Сценарий Георгия Полонского по тем временам кажется верхом храбрости. Но фильм не только не запрещают, а даже награждают Госпремией СССР, в числе премированных и исполнитель роли Мельникова Вячеслав Тихонов. Хотела написать "блестящий исполнитель", но слово "блестящий" в применении к этой роли показалось неуместным. Это было не исполнение роли, а глубочайшее проникновение в образ. Потом были картины "Фронт без флангов" и "Фронт за линией фронта" (Премия Ленинского комсомола), "Фронт в тылу у врага", "Они сражались за Родину" и вновь приходит мирная жизнь. Станислав Ростоцкий снова приглашает Вячеслава Тихонова в свою картину. На этот раз в фильм "Белый Бим Черное ухо". Ни одна из перечисленных военных лент так не рвала в клочья сердца зрителей, как фильм по повести Бориса Васильева. За роль Ивана Ивановича Тихонов был награжден в 1980 году Ленинской премией.
Затем снова следует череда фильмов и наступает эпоха Штирлица. Когда шел сериал, улицы пустели и прекращались правонарушения. Это был поистине народный сериал. Тихонов сумел в немногословной роли раскрыть глубоко человечный образ. За этот фильм он был удостоен Госпремии РСФСР и всенародной любви. И самым полным выражением этой любви, самым реальным было то, что он стал героем анекдотов, честь, которой из киногероев до него удостаивался только Бабочкин-Чапаев. Но анекдоты со Штирлицем бытовали не только в фольклоре, но и в жизни. Леонид Ильич Брежнев так уверовал в реальность всего увиденного на экране, что потребовал немедленно разыскать Штирлица-Исаева, чтобы вручить ему Звезду Героя Советского Союза.
На этом реальные анекдоты не кончились. В какой-то газете появилась заметка, что с момента выхода фильма "Семнадцать мгновений весны" чекисты считают Тихонова-Штирлица своим и поздравляют его с Днем чекиста. Один из его знакомых решил разыграть актера. Он позвонил ему домой и поздравил от имени зрителей, добавив, что он взял его номер телефона в той газете, где была напечатана вышеуказанная заметка. Актер перепугался насмерть, он решил, что теперь ему будут звонить все поклонники Штирлица, а это практически вся страна.
Рассказывают, что когда по случаю присвоения Госпремии у Тихонова собрались гости, всегда сдержанный актер оказался звездой стола, рассказывал анекдоты и потрясающе пародировал Брежнева, заткнув за пояс всех известных пародистов.
И после "Семнадцати мгновений весны" у Тихонова было много значительных работ. Одна из самых значительных - это чтение текста к телефильму "Возрождение" (1980 г.) В основу т/ф легла известная трилогия Л. Брежнева "Малая земля", "Возрождение", "Целина". Брежнев настаивал на вручение Тихонову Ленинской премии за эту работу. С трудом удалось убедить Генсека, что Ленинская премия вручается лишь один раз. Телефильм был поставлен в Украине, и Тихонову была присуждена Государственная премия Украины им. Т. Г. Шевченко.
Кроме т/ф "Возрождение", в Украине Тихонов снялся в уже упомянутых фильмах "Максимка" и "ЧП", в "Жажде", в картине "В мирные дни", в "Звезды на крыльях" и в "Приближении к будущему". Часть из этих картин снималась в Одессе. В Одессе же Тихонов снялся в одной совсем необычной для него роли. Российский режиссер С. Урсуляк поставил фильм "Сочинение ко Дню Победы". В картине снимались Михаил Ульянов, Олег Ефремов, Вячеслав Тихонов и наш одесский режиссер, заслуженный артист Украины Валентин Казачков. Тихонов играл старого еврея. По словам тех, кто видел этот фильм, играл гениально.
Из поздних работ актера лично мне больше других нравится его роль в фильме "Любовь с привилегиями". Тихонов играет крупного партийного функционера на пенсии, женившегося на женщине - дочери репрессированного (Любовь Полищук). К смерти ее отца он приложил, если не руку, то подпись. В этом фильме Тихонов и Полищук создали прекрасный актерский дуэт.
Елена КОЛТУНОВА.
На фото: кадры из кинофильмов
"Жажда",
"ЧП - Чрезвычайное
происшествие".