Номера 1-2 (1533-1534), 18.02.2021

КАКОЕ ГОСУДАРСТВО, ТАК И УЧАТ

Выпускник Одесского политехнического института Владимир Спиваковский считается признанным авторитетом в образовательной сфере. Из своего опыта знакомства с моделями школ 20 стран, где образование находится на высоком уровне, он делает вывод, что разные модели школ хороши по-своему. Конкретика же зависит от приоритетов, которые выбирает государство.

"В Финляндии приоритет — эрудированные учителя, либеральная расслабленная атмосфера и высокие места на предметных олимпиадах. В Англо-Америке — лидерство и качество будущей жизни своей и общества. В Китае ныне приоритет — знания любым способом, потому что среди 1,5 миллиарда населения иначе не выжить.

В Украине приоритет имеют двое: чиновник и оценка. А вовсе не ученик, как многие утверждают на симпозиумах и в диссертациях.

Надо ещё задуматься над таким парадоксом. Вот все хвалят финскую систему образования. И по главным параметрам она передовая (это подтверждает рейтинг PISA), да ещё там всё бесплатно.

Но почему же посылают детей в дорогущие британские школы, считая их образцом и идеалом, хотя они вроде бы звезд с неба не хватают на этих олимпиадах?

Думаю, что ответ прост. Потому что мы живем в мире подмены понятий. И не понимаем, для чего вообще существует образование и какими должны быть его результаты. Давайте посмотрим, что является готовой конечной продукцией школы.

Англо-американцы нацеливают школу на лидерство. И они лидеры в мире.

Финны настраивают школу на доброжелательную ауру. И они лучшие исполнители.

Китайцы нацеливают школу на знания. И они вырастают в трудолюбивых и аскетичных пчелок.

Мы нацеливаем школу на чиновников и оценки. И получаем чванливое государство и дутые цифры наших достижений".