Номер 02 (849), 19.01.2007

ПЕТР ТОДОРОВСКИЙ: В ОДЕССУ ЗА ВОСПОМИНАНИЯМИ

Кинорежиссера Петра Тодоровского любят за особую интонацию, присущую всем его фильмам. "Военно-полевой роман", "По главной улице с оркестром", "Любимая женщина механика Гаврилова" и другие знаковые работы Петра Ефимовича до сих пор покоряют ироничным лиризмом, красивой старомодностью. И нигде не обходится без гитарной музыки Тодоровского, его песен. Для вечера встречи с Петром и Мирой Тодоровскими во Всемирном клубе одесситов пришлось искать семиструнную гитару; она была найдена в коллекции краеведа Олега Губаря. Пусть тембр старинного инструмента оставлял желать лучшего, зато Петр Ефимович исполнил для друзей несколько песен. В паузах между песнями звучали воспоминания и шутки...

Гостям вручали подарки – членские билеты клуба и букеты цветов. Фотохудожник Олег Куцкий принес свою работу с изображением Потемкинской лестницы, которая так понравилась Петру Ефимовичу во время его визита к мэру Одессы Эдуарду Гурвицу, что он попросил сделать экземпляр и для себя. А Мира Григорьевна подарила клубу (как днем ранее и мэру) кассету с записью своего нового фильма "Жена Сталина", премьера которого уже состоялась на российском телевидении. В нашей стране права на показ фильма приобретены телекомпанией "Украина", а в Одессе "Жену Сталина" можно увидеть уже сейчас...

Ведущий вечера Валерий Хаит не без присущего ему юмора заметил:

"Вы знаете, почему в театральном зале обычно гасят свет? Режиссер не должен видеть, как люди уходят с его спектакля! А вот в кинозалах, где демонстрируются фильмы Петра Ефимовича, свет можно не выключать, так как там всегда аншлаг, с первой минуты до последней!"

Также Валерий Хаит вспоминал о том, как 1 апреля 1976 года (это была последняя перед долгим перерывом "Юморина") на сцене Одесской филармонии вместе с капитаном знаменитой тогда команды КВН Ярославом Харечко вел концерт:

— Мы были пьяны, менялись пиджаками на сцене, вели себя ужасно. Это не мешало публике прекрасно принимать Зиновия Гердта и Петра Тодоровского, которые исполняли куплеты в духе одесского юмора.

Возвращаясь к теме воспоминаний о первых "Юморинах", Тодоровский и Хаит наперебой декламировали:

...В погоне за мелким дешевым успехом,
Не чувствуя всей глубины,
Кой-кто кое-где предложили День смеха
Устроить в масштабах страны!
И есть еще типы в Советском Союзе –
Немало таких развелось!
Их даже любимец народа пан Зюзя
Порою смешит не до слез.
В Москве "Юморинам" не светятся сроки,
Их нет, слава Богу, пока,
Там юмор сочится пока самотеком,
Там нет, одним словом, толчка.
А если вам хочется острого слова,
Когда вам сатира нужна,
Ходите тогда на Бориса Брунова:
Порядок, покой, тишина...
Сидите у телеков и, не моргая,
Зарю замыкайте зарей,
И вам за прилежность Муслим Магомаев
Махнет на прощанье ноздрей!

— Кстати, по поводу памяти, – улыбнулся Петр Ефимович. – Лежал я очень давно в больнице с язвой желудка, и там, в четырехместной палате, сидел весьма ядовитый старик с торчащими усами и лицом, напоминающим печеное яблоко. На второй или третий день я спросил его: "Дедушка, а чем вы болеете?". – "А хрен его знает, какой-то скрылез костяных мозгов!", – задумчиво ответил старичок. Он мне потом рассказал свою биографию, по которой можно изучать советскую историю. Вот все события он помнил хорошо! Я тоже помню, ничего не забыл, Одесса меня не отпускает. Мы с Мирой решали, куда бы нам зимой поехать, изучали льготные тарифы: Гамбург, Штаты, Одесса... Выбрали Одессу – походить по городу, вспомнить прошлое, повидать друзей, обойти те места, где снимал "Любимую женщину механика Гаврилова". Несколько лет назад я написал сценарий, историю любви, где есть эпизод о голубях, живущих на крыше Оперного театра. Из-за того, что его реставрация затянулась, реализовать этот сценарий пока не могу, пришлось написать другой, который уже в работе, я нахожусь с ним в подготовительном периоде, условное название: "На память о пережитых годах". Я надеюсь перевернуть еще одну маленькую страничку воспоминаний о войне, где не будет ни стрельбы, ни боев, это абсолютно человеческая история.

Тодоровский в который раз повторил историю о своем первом приезде в Одессу. С особым восторгом был встречен рассказ, как продавщица газировки отказывалась дать Петру Ефимовичу сдачу, аргументируя свое решение так: "Мне кажется, это вы вчера у меня разбили стакан!". От души смеялись над текстом увиденного тогда в одной из витрин объявления: "Меховое ателье не работает, меховщик женится", надписью на калитке: "Стучите громче, во дворе глухая собака"...

Петр Ефимович рассказал о своей жизни в Москве, о преподавании на Высших режиссерских курсах, а о современном российском кинопроцессе отозвался так:

— Темп, технология – вот, пожалуй, и все. Чтобы кино брало за душу – не припомню такого в последнее время...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Ивана ЧЕРЕВАТЕНКО.