Номер 01 (746), 14.01.2005

ТЕАТР,.. ТЕАТР,.. ТЕАТР,..

КАК МОЖНО ЦИРКА НЕ ЛЮБИТЬ!

Как мы уже писали, на сцене Одесского театра музыкальной комедии вновь появилась одна из лучших оперетт Имре Кальмана "Принцесса цирка". Восстановил спектакль заслуженный артист Украины Эмиль Силин (он же, как и в прежней постановке, исполнил комическую роль Пеликана).

Спектакль восстановлен в той же сценографии Михаила Ивницкого. Что касается режиссуры (напоминаем, прежний спктакль был поставлен заслуженным деятелем искусств России и Казахстана Борисом Рябикиным), то здесь не все так просто. И дело не в том, что большинство мизансцен не сохранилось в памяти (хотя, например, я вроде бы отчетливо помню, что Аурика Ахметова – тогдашняя Мабель в сцене с Тони совершала акробатические трюки на веревочной лестнице, а не покачивалась на качелях). В редакции Эмиля Силина изменился сюжет спектакля, вернее, изменилась подоплека интриги, а это не могло не потребовать и изменений в режиссуре. Собственно, Силин использовал другой вариант либретто, тоже эксплуатируемый в некоторых театрах. Этот вариант представляется более удачным.

В прежней версии разобраться во взаимных обидах героев было не проще, чем пересказать содержание оперы "Трубадур". (Издательский Дом Реккорди даже предлагал премию тому, кто связно перескажет фабулу "Трубадура", но приз остался невостребованным). Понять, кто кому тетушка, кто кому племянник, кто кого якобы оклеветал, что за гнусные письма и кем были написаны... Словом, или он украл, или у него украли, но что-то такое было!

Сейчас все четко и понятно. Мистер Икс – бывший моряк (наконец-то стало ясно, откуда взялась морская тематика и песенка "Эй, моряк!"). Заступившись за юнгу перед зверем-капитаном, он превратился таким образом в бунтовщика и был приговорен к 10 годам каторги. Бежал и пришел работать в цирк. Но зато в свое время спас героиню – Теодору, которая оказалась дочерью того самого изверга-капитана, когда она тонула. Словом, все ясно и понятно, кроме того, почему спасителя дочери любящий отец отправил под суд только за то, что последний удержал его руку. Но мало ли самодуров на свете!

Гораздо существеннее невнятность финала спектакля. И это уже режиссерский просчет.

После того, как выяснилось, что Мистер Икс – цирковой гимнаст и беглый каторжник – за деньги разыгрывал роль принца, Теодора и Мистер Икс расстаются. Героиня должна стать женой Барона, видимо, не догадываясь, какую роль сыграл Барон в этом обмане. И нет ни малейшего намека на то, что заставило героиню вдруг броситься в объятия лгуна, поставившего ее, аристократку, в более чем неловкое положение, да еще и каторжника? Не было никаких объяснений, раскрывающих коварство Барона, и клоун-дядюшка Пинелли не объяснил Теодоре, что Мистер Икс, хоть и каторжник, но вполне хороший человек... Конечно, оперетта – жанр легкомысленный, но Теодора ведь не героиня современного детектива одной из наших писательниц-детективщиц (уж не помню, которой), чьи романы заканчиваются, как правило, тем, что героиня выходит замуж за киллера или серийного убийцу, потому что он, хотя и отправил к праотцам кучу народа, но в душе хороший, милый, белый и пушистый.

Словом, в стремлении сократить спектакль (с трех отделений до двух) режиссер попросту скомкал финал.

Зато можно считать удачей замену почти бессловесной клоунессы – тетушки Пинелли на находчивого острослова дядюшку Пинелли. В исполнении заслуженного артиста Украины Н. Завгороднего – он украшение спектакля (А. Павелия в этой роли я не видела), и можно не жалеть об исчезновении Максика, чью песенку поет теперь Тони.

Тони в исполнении В. Кутуева – еще одна удача спектакля (эту роль играет также Д. Фалюта). Легкость, обаяние пластика и профессионализм Кутуева покорили зрителей.

Партнершу Тони, акробатку Мабель, играют в очередь лауреат конкурса артистов оперетты И. Ковальская, И. Березина и И. Куликова, (я видела Мабель в исполнении И. Куликовой).

Мистера Икс пел (в этой роли главное вокал) Т. Криницкий, обладатель довольно большого красивого голоса. Заслуженный артист Украины С. Ковалевский (еще один Мистер Икс, игравший эту роль и в старом спектакле) исполнил роль Барона (еще два "сменных" Барона – это засл. артист Украины Ю. Невгамонный и Я. Донцов).

Партию Теодоры Вардье исполняют заслуженные артистки Украины Н. Завгородняя и А. Семенова, а также артистка театра Н. Василюк.

И, наконец, Каролина. Эту небольшую, но блестящую роль играют заслуженные артистки Украины Т. Тищенко и В. Фролова.

И последнее, комплиментарное высказывание в адрес новой редакции спектакля. Слава Богу, из текста исчезла фраза, вызывающая подхихикивание части зрителей: "Ах, эти девушки в трико!". Ее сменили слова, вынесенные в заголовок: "КАК МОЖНО ЦИРКА НЕ ЛЮБИТЬ!".

И действительно, как можно!

Е. К.