Номер 03 (1492), 30.01.2020

НЕЖНЫЙ СВЕТ КОРАЛЛА

Одесский прозаик и поэт Моня Рикун (в миру Михаил) поставил точку в своем романе "Сумка для писем", выпущенном издательством "ВМВ" еще в 2012 году, с тех пор ничего к тексту не прибавлял, только убирал лишнее, давая произведению "отстояться".

Первый роман автора, "Блюдца", фокусировался на одесских реалиях, поданных сквозь призму мистики. С "Сумкой для писем" иная ситуация: здесь создан особый мир средствами магического реализма. Вымышленный город Фойна населен людьми, чья психология, как и совершаемый ими выбор, вполне узнаваема. В романе часто используется словосочетание "Фойна-матушка", и хотя сам писатель отрицает аналогию с "Одессой-мамой", ведь все говорит о местонахождении городка где-то в американской глубинке, родство Фойны и Одессы (оба названия не случайно греческого происхождения) похоже на правду.

"...Следующий переулок оказался слишком темным, и мне пришлось идти наугад, но только я завернул за угол, увидел вдалеке свет. Свет был очень нежным. Он создавал ощущение безопасности и тепла. Я сразу его узнал и поэтому не поверил. Но чем ближе я подходил, тем меньше оставалось сомнений. Это был светящийся коралл. Да-да, светящийся коралл. Ума не приложу, как он здесь сохранился. Я ускорил шаг и уже через минуту стоял возле него. Огромный. Стоит целое состояние, а освещает какой-то тупик. Я огляделся — никого. Дотронулся до коралла. Они ведь не обжигают, просто светятся. Такой вот можно обменять, скажем, на лимузин. Двадцать лет назад на них началась настоящая охота. В Столице их даже прозвали кровавыми кораллами, потому что полегло много людей. Власти объявили их собственностью города. По улицам разъезжали инкассаторы. Кораллы снимали и доставляли лично мэру — те, которые не успели сорвать желающие поживиться. Похожее происходило и в других городах...".

Нерукотворный уличный фонарь-коралл, чудом сохранившийся где-то на задворках Фойны, конечно же, напоминает не одну одесскую городскую исчезающую реалию, пепел которой "стучит в сердце". Прекрасная в прошлом Фойна с первых страниц романа предстает иной: криминал и деградация населения, опасное соседство завода по производству термса, то ли алкогольного, то ли энергетического, но в любом случае разрушающего мозг напитка. Да и сам главный герой, почтальон Эдвард, готовится к уходу из жизни без сожалений, он молод, но смертельно болен. Только оказывается, что все-таки можно изменить судьбу города и его жителей, оставшись в их памяти не только "сумкой для писем"! "Любимый город может спать спокойно", — в финале мелькнет и эта узнаваемая фраза.

Остросюжетный роман, насыщенный брутальными деталями, драками и манифестациями, читается на одном дыхании, у него есть все шансы завоевать широкую аудиторию и оправдать большие тиражи в случае переиздания. Но для Михаила "Сумка для писем" — уже прошлое. Он полон новых замыслов. Гораздо охотнее Моня Рикун говорит о недавно вышедшем сборнике прозы своей мамы, Инны Штейн:

— "Как тень пролетающей птицы" — это о быстротечности нашей жизни, когда я читал повесть, у меня было ощущение, будто я догоняю уходящий поезд и не могу его догнать... Условный поезд срывается с места, он никого не ждет. Для меня это признак высочайшего литературного мастерства. Ощущения динамизма не покидает до последней страницы; жизнь, несмотря на свое богатство, свою насыщенность, пролетает очень быстро... Повесть понравилась по-хорошему гордой насупленностью перед лицом судьбы, в этом вся мама: возражать до последнего! Ткань этого мира какая-то дырявая, но есть люди-заплатки, которые латают собой эту ткань. Книга эта может поменять отношение к миру и заставить ценить каждую минуту. Мне очень хочется, чтобы таких книг как можно больше появлялось в нашей стране, и чтобы они получали заслуженное внимание.

Так вот, к книгам Мони Рикуна это тоже относится, пусть их будет больше!

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.