Номер 44 (1484), 21.11.2019

ЗАВЛИТ НА "МИННОМ ПОЛЕ" — ЧТОБЫ ЗРИТЕЛЬ БЫЛ ДОВОЛЕН!

С июня в нашем городе работает уникальное творческое объединение — "Клуб завлитов" (заведующих литературной частью театров). Встречаясь на разных площадках, завлиты ищут ответы на различные текущие вопросы, а заодно пытаются определить, какую функцию представители данной профессии выполняют в современных театрах. К этому одесскому начинанию присоединились коллеги из других городов Украины.

— Что собой представляет "продвинутый" завлит нового поколения, должен ли он создавать образ своего театра или это профессия ушедшего века? — задается вопросом соорганизатор клуба Ирина Аверина. — Ведь труд завлита — непрерывный, не кончающийся никогда, кропотливый, муравьиный, ежедневный, ненормированный и никому не заметный. Насколько это благодарная профессия?

Ирине, собственно, не нужно объяснять, что завлит — это лицо театра, это программки, афиши, поиск новых пьес, безупречная речь артистов (да-да, лучшие завлиты всегда считали своим долгом присутствовать на репетиции перед премьерами и следить, чтобы на месте были ударения в словах), связь с прессой и так далее, и тому подобное.

Новое время подсказало еще одну обязанность. Соблюдение авторских прав сегодня является больным вопросом для каждого театра, так как не всегда можно найти истинного правообладателя, чтобы вручить ему заслуженное роялти. Почему? Часто оказывается, что авторское право после смерти драматурга, переводчика, режиссера или композитора дробится между несколькими наследниками, которых может быть больше десятка (у Исаака Дунаевского их оказалось целых одиннадцать). Случается, на авторское право претендуют "дети лейтенанта Шмидта", которые никакого отношения к автору-то и не имеют. Наконец, с живыми авторами могут разладиться отношения, и тогда не оберешься проблем — об этом знает завлит оперного театра Лилия Нейчева...

Как быть, чтобы никто не был обижен, театр получил достойный материал для работы, и при этом никаких судебных повесток? Одесские театралы помнят, как жестко был наказан меценат Александр Перуцкий, всего лишь предоставивший сцену своего "Дома Перуцкого" для любительской постановки одной из пьес российского драматурга Валентина Красногорова — немалую сумму выплатить пришлось... А за вход-то брали копейки, но с точки зрения закона об авторском праве сие значения не имеет. С другой стороны, совсем недавно в городе на разных подмостках прошла явно коммерческая, хотя и тоже студийная постановка "Пятьдесят оттенков серого", и ни Голливуд, ни автор первоисточника, Эрика Леонард Джеймс, этого не заметили. А если заметят? Там тарифная сетка будет покруче, нежели у Красногорова! Только с классиками вроде Шекспира и Чехова не предвидится проблем, ведь после их смерти прошло более семидесяти лет...

Очередное заседание клуба завлитов прошло в Овальном зале Театра оперы и балета. Содействие при подготовке встречи оказали профессор, доктор юридических наук Михаил Александрович Баймуратов, а также кандидат юридических наук, доцент, магистр права интеллектуальной собственности Руслан Эннан. А отвечал на вопросы завлитов Анатолий Федоров — кандидат юридических наук, председатель Комитета по интеллектуальной собственности Совета адвокатов Одесской области.

— Вы все ходите по минному полю — предостерег собравшихся специалист. — Единственный случай, когда вы можете что-либо использовать без согласования с автором, это фонограмма. Во всех остальных случаях должен быть заключен договор с автором. Если драматург пишет вам на электронную почту, что разрешает ставить его пьесу, это юридической силы не имеет, нужен договор. И правообладатели, в свою очередь, должны подтвердить свои полномочия с документами в руках.

Анатолий Федоров отметил также, что под охрану закона об авторском праве подпадают даже безобидные образы Маши и Медведя из популярного мультфильма, если их самовольно используют аниматоры на детском празднике, но образы из одноименной детской сказки использовать можно, ни с кем не согласовывая. Сегодня "Российское авторское общество", представляющее тысячи российских и не только авторов, является наиболее мощным посредником между творцами и театрами, тот же Красногоров находится под его защитой! Но наши завлиты сейчас редко имеют дело с РАО. В самом начале встречи с адвокатом завлиты говорили о Законе Украины "Об авторском праве и смежных правах" и что сейчас там происходит реорганизация. В Украине существует масса частных организаций, которые являются посредниками между авторами и театрами — УЛАСП, Украинское театральное партнерство, УААСПы и так далее. И вопрос — с кем сотрудничать? Так как это довольно большие деньги. Сейчас наряду с совершенствованием законодательства продолжается и институциональная реформа. Госслужба интеллектуальной собственности должна быть ликвидирована этой осенью для упрощения процедуры регистрации авторских прав, избежания дублирования функций различными органами. Раньше документы на регистрацию подавали в ГП "Украинский институт интеллектуальной собственности "Укрпатент", где проводили экспертизу. Потом за дело бралась Госслужба интеллектуальной собственности, которая выдавала охранный документ и так далее.

О многих нюансах "минного поля" узнали еще завлиты от адвоката и договорились о постоянной дружбе и консультациях для своих театров.

Следующая встреча пройдет в Театре юного зрителя имени Юрия Олеши и будет посвящена проектам Международной ассоциации театров для детей и юношества (АССИТЕЖ).

Виолетта СКЛЯР.