Номер 28 (1468), 1.08.2019

КАК ОБЖАЛОВАТЬ
НЕПРАВОМЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ МЕДИКОВ

Каждый пациент имеет право обжаловать неправомерное решение и получить компенсацию, если его здоровью причинен вред.

При этом ответчиком всегда выступает либо учреждение здравоохранения, либо врач-предприниматель. Что делать пациенту, если нарушены его права, пояснили в Министерстве здравоохранения.


Когда и куда жаловаться
на неправомерные решения или действия
медицинских работников.

Медицинская помощь должна быть доступной, качественной и безопасной, а подход к лечению - индивидуальным, без какой-либо дискриминации, связанной с состоянием здоровья.

Пациент имеет свободу выбора: сам выбирает учреждение здравоохранения, врача и методы лечения в соответствии с рекомендациями врача. Медики должны строго хранить медицинскую тайну и одновременно предоставлять пациенту информацию о состоянии его здоровья, вариантах лечения и возможных последствиях. Пациент должен знать все о своей болезни и каждый раз давать согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него, если это не угрожает его жизни.

Именно пациент прежде всего несет ответственность за состояние своего здоровья, поэтому право на профилактические мероприятия и вакцинацию являются одновременно и его обязанностью. Среди прав пациентов следует указать также право на инновации, а в критических случаях - на предупреждение страдания и боли.

Отстаивать свои права может и должен каждый. Совершеннолетние это делают лично, через представителя или коллективно (если жалобу подает группа людей). Несовершеннолетние или недееспособные - через своих законных представителей.

Жаловаться можно устно или письменно. Оптимальный вариант - письменное обращение, поскольку зарегистрированное заявление обязывает учреждение или врача предоставить ответ. Поэтому, если пациент лично приносит заявление, он должен попросить зарегистрировать его, а отправлять по почте следует заказным письмом или с уведомлением о вручении. Если обращение направляется по электронной почте, то надо указывать адрес электронной почты, на которую должен прийти ответ; это требование Закона Украины "Об обращениях граждан".

Заявление должно содержать следующее:

- полностью фамилию, имя, отчество заявителя;

- место жительства;

- суть вопроса и четкую формулировку просьбы или требования;

- также надо указать, что пациент хочет лично присутствовать при рассмотрении обращения, если таковое желание имеется;

- также надо проставить дату и поставить подпись.

Что делать, если нарушены права

В этом случае следует обратиться к главному врачу с письменным заявлением (жалобой). Обязательно его зарегистрировать, тогда должны предоставить ответ.

Если не удалось разрешить конфликт, надо обратиться в городской департамент здравоохранения с письменным заявлением (жалобой) и также попросить указать входящий номер, что поможет узнавать о ходе рассмотрения вопроса.

Если и это не помогло, рекомендуется обратиться на горячую линию местных органов исполнительной власти или на горячую линию Кабмина по телефону 1545.

Любой гражданин имеет право подать заявление о проведении клинико-экспертной комиссии в департамент здравоохранения города или области, а также в клинико-экспертную комиссию Минздрава. Такие комиссии контролируют качество оказания помощи и рассматривают все случаи, в которых может идти речь о ненадлежащей помощи пациенту, - от расхождения диагнозов до летальных исходов.

Еще один способ защиты - обращение в Инспекцию по вопросам защиты прав потребителей.

Независимо от уровня рассмотрения обращений эти услуги всегда оказываются бесплатно.

Если же не удалось разрешить конфликт, пациент имеет право обратиться в суд. За помощью он может обратиться в центры по предоставлению бесплатной правовой помощи.

Если получено решение по жалобе, но пациент с ним не согласен, он имеет право подать жалобу в орган или должностному лицу высшего уровня. Например, если не удалось решить ситуацию на уровне главного врача - подать жалобу в местный департамент здравоохранения. Но надо помнить, что для этой процедуры есть всего месяц после того, как пациента ознакомили с решением. При превышении срока и отсутствии уважительной причины такого нарушения запрос могут отклонить.

Временные рамки рассмотрения обращения

До 15 дней могут рассматривать обращения, не требующие дополнительного изучения.

До 30 дней - обращения, требующие дополнительного изучения.

До 45 дней - обращения, изучить обстоятельства которых невозможно в 30-дневный срок; но об этом должны сообщить тому, кто подал обращение.

Как получить компенсацию

Ответственность за совершение вреда (морального или материального) несут учреждения здравоохранения, а также медицинские работники, занимающиеся частной практикой. То есть ответчиком является работодатель (учреждение здравоохранения или ФЛП), а третьим лицом - медицинский работник, действия которого причинили вред.

Если речь идет о компенсации материального ущерба, то основанием могут быть как противоправные действия медперсонала, так и их бездействие, в результате чего здоровью пациента нанесен ущерб.

Имущественный ущерб в здравоохранении - это либо реальные убытки (например, расходы на препараты, протезирование, диагностику, лечение и реабилитацию, усиленное питание, посторонний уход и т. п.) или упущенные возможности дохода (например, когда человек из-за врачебной ошибки потерял работоспособность). Степень утраты трудоспособности определяет судебно-медицинская экспертиза. Также экспертиза должна подтвердить необходимость дальнейшей реабилитации, лечения и т. п. Но следует учесть, что расходы на будущее лечение пострадавший не получает на руки - средства учреждение здравоохранения перечисляет организации, которая должна предоставить соответствующие услуги пострадавшему.

В случае смерти человека из-за неправомерных действий медиков возмещаются расходы на погребение и все связанные с этим затраты.

Кроме того, каждый пациент имеет право на компенсацию морального вреда. Но моральный ущерб тоже нужно доказать. Часто для его установления используют судебно-психологическую экспертизу. Это когда психолог - судебный эксперт устанавливает наличие или отсутствие признаков причинения лицу морального вреда, а также определяет материальный эквивалент морального вреда. Достаточно распространенным доказательством по делам о компенсации морального вреда являются выводы медиков о состоянии здоровья истца и обусловленности негативных эмоционально-волевых переживаний ухудшением состояния здоровья.

Право на подачу жалобы закреплено в Европейской хартии прав пациентов (статья 13), Конституции Украины (статья 40), Основах законодательства Украины о здравоохранении (статья 6).

Право на компенсацию закреплено в Европейской хартии прав пациентов (статья 14), Конституции Украины (статья 3, ч. 1), Основах законодательства Украины о здравоохранении (статья 6), Гражданском кодексе Украины (статьи 22 (ч. 1), 23, 906, 1166 (ч. 1, 2), 1167 (ч. 1), 1168, 1195-1203, 1209), О защите прав потребителей (статьи 4 (п. 5 ч. 1), 16).