Номер 31 (1177), 23.08.2013

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых 90-летию старейшей на просторах СНГ одесской молодёжной газеты.

МОЕ "ПОРТО-ФРАНКО" - СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО

В этом году исполняется 10 лет, как я пришла в газету "Порто-франко". За это время газета стала настолько родной, став еще одним моим именем представления на различных мероприятиях, в поездках, настолько я с ней сроднилась.

Осваивать одесскую журналистику я пыталась в различных газетах. В юношестве писала статьи для молодежки "Арсенал", приложении к "Защитнику Родины". После образования логического, вернее, химического в университете, поступила в Литературный институт имени Горького в Москве, где готовили редакторов. Идея была такой: что бы вы ни писали, вы должны уметь себя отредактировать. Опыт получила в детском издательстве, поработав литературным редактором. Потом в юридической фирме на той же должности. Но по семейным обстоятельствам вынуждена была вернуться в Одессу. На зарплату мужа прожить было бы сложно. И я отправилась искать себе работу. По старой памяти решила начать с самого привлекательного здания во всей Одессе - дома журналистов и газет на площади Независимости (Дом мебели). Поднявшись на 8-й этаж, решила спускаться, обходя редакции. Но ниже седьмого не пришлось. Объяснив секретарю в редакции " Порто-франко", что я ищу работу, я сразу же была приглашена к редактору.

- Могу быть литредактором или журналистом, - предложила я Аркадию Михайловичу.

Он был удивлен моим самонадеянным предложением. Но, кажется, это ему понравилось.

- Редактор у нас один, - сказал он. - А вот журналисты нам нужны. Какая тема вам больше всего по душе?

Так как разгорался пляжный сезон, то ничего другого предложить я не могла. Так я стала на первых порах пляжным обозревателем. Аркадий Михайлович набросал мне ряд тем, которые можно выудить на побережье: откуда вырастают заборы на пляжах, будет ли свободный проход к морю для одесситов, об экологии моря, черноморской рыбе и так далее. И мы приступили. Первый мой гонорар был 8 гривен. Тоже деньги!

- Потом будет больше! - обнадеживающе сказал Аркадий Михайлович. Так и получилось. Пляжный сезон завершился большим циклом статей на страницах "Порто-франко". К этому моменту редакция начала издавать газету "Судебный вестник". И работы мне добавилось. Мы встречались с судьями, прокурорами, делали очерки об их становлении, старались понять их и как законников, и как простых людей. Мне повезло, что выпала возможность поработать в архивах судов. Нам удавалось раскопать такие криминальные истории, что впору было писать детектив.

Например, как капитан милиции разоблачил группировку подростов, грабивших квартиры и угонявших машины. Один из членов банды, оказывается, проживал в его подъезде. Или же семейные истории, когда сын избивал отца. И отец в конце концов поступил по примеру Тарасы Бульбы. Правда, получил 3 года тюрьмы. О судьбах женщин, которые в надежде найти свое счастье, попадали в шайки.

Я открыла для себя мир адвокатуры, познакомившись с известными защитниками Одессы. Ко мне стали обращаться люди с просьбой осветить их дело, которое прошло уже пять кругов ада. Репортаж о сыне, который выгнал отца из его квартиры, помог в разрешении ситуации. Увидев, что общественность заинтересовалась делом, сын купил отцу квартиру, решив вопрос жилья. С помощью газеты мы помогали людям рассказать о своих бедах и получить совет.

"Судебный вестник" внес огромную лепту в создание судебной летописи Одессы начала века. А затем снова началась кропотливая работа в "Порто-франко". Мне словно дали черно-белый альбом Одессы с миллионом страниц. И я заполняла его цветом, раскрашивала лист за листом с каждым интервью, репортажем, очерком, зарисовкой. Беседуя с людьми, я собирала крупинки прошлого, углубляя свое понимание настоящего.

Мне импонировало всегда, что эта газета может писать обо всем. Она не боится цензуры и политических взглядов, освещая интересы сторон и оставаясь на высоте нейтрального наблюдателя. О чем бы мы ни писали: о жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, агропромышленном комплексе, мы всегда становились на сторону людей, их интересов. Каковы будут тарифы на газ и воду, как выживает профтехобразование, готовя специалистов, востребованных на производстве, возрастут ли цены на хлеб и будет ли дотация для незащищенных слоев населения. Мы поднимали вопросы сохранения приюта для детей. И выступление СМИ повлияло на решение власти перепрофилировать детский приют, оставив коллектив воспитателей. Конечно, много впечатлений приносили командировки. В поездке в Вилково на строящуюся дамбу на Дунае мы вышли на катере в сильный шторм. Катер качало из стороны в сторону, захлестывало водой. Но все журналисты стойко выполняли свою работу - съемку с моря. Мы выходили на яхте во время старта гонки "Кубок портов Черного моря". Делали репортажи с яхтсменами. Особенно мне запомнился прием херсонцев на борту их судна. Была штормовая погода. Дул сильный ветер. Экипаж готовил лодку к гонке следующего дня. Тем не менее они с удовольствием показали мне свои "апартаменты", угостили сочным херсонским арбузом. Незабываемая встреча была на борту студенческого судна, прибывшего к нам из Прибалтики. Юное поколение уже не говорило на русском, как их родители. А только на английском. Ребята, сделав успехи на поприще информационных технологий, везли их на яхте, чтобы представить миру и обменяться опытом. А морское путешествие, по их мнению, должно было закалить их дух, чтобы дальше идти к своей звезде через бури и штормы. В Одесском порту мы встречали экипаж яхты "Одесса", вернувшийся из кругосветного плавания, который представил во всех портах мира наш город.

Работа в "Порто-франко" принесла немало позитивных эмоций. Были и необычные туры. Поехав в Раздельнянский район на "презентацию" туалета, мы получили богатейший материал для фельетона. В школе проводились эксперименты пользования европейским биотуалетом для учащихся первых классов. Была даже инструкция для девочек и мальчиков. Празднику был посвящен концерт, в котором сельские девчата исполнили песни и танцы, посвященные открытию такого важного объекта. Нам показали хранилище отходов, которые затем используются как удобрение. А полив деревьев школьного сада уриной уже дал небывалые результаты. Яблони и абрикосы не мерзли и давали хорошие урожаи.

Нашу газету иногда начинают читать с последней полосы, где мы всегда размещаем веселые истории. Именно так были напечатаны мои рассказы, фельетоны. Мы делали детскую страничку, вылавливая забавные истории творческих коллективов, рассказывая людям о наших юных звездочках. Приехав по заданию редактора в детский коллектив театра "Балаганчик", я познакомилась с Надеждой Хохловой, лауреатом конкурса "Вечерней Одессы" "Люди дела". Мы дружим уже 7 лет, ставя совместные спектакли и проводя мероприятия. Благодаря "Порто-франко" я познакомилась с одесскими литераторами Игорем Потоцким, Александром Макаровым, Алексеем Надэмлинским, с которыми мы создали творческий тандем. А писатель Богдан Сушинский написал рецензию к моей книге рассказов.

В свою очередь, я училась у наших опытных журналистов, читала от корки до корки "Порто-франко", изучая стиль каждого. Больше всего мне нравились совещания по вторникам, когда собирался весь коллектив. Аркадий Михайлович раздавал темы, не забывая пошутить. После совещания еще больше хотелось работать, узнавать, писать. Наш редактор имеет талант вдохновлять, причем мягко, спокойно, понятно объяснив. Всегда ответит и поможет Тамара Михайловна, бессменный технический редактор. В остроумную точку бьет своими коллажами Алексей Костроменко. По душам говорим с Татьяной Васильевной Матвиенко. Один из приятных моментов в бухгалтерии, где с Татьяной Ивановной Дияжевой делимся впечатлениями о прошедших событиях. По ее информации и наблюдениям мы сделали несколько совместных репортажей на злобу дня. Доброе слово услышишь от Елены Лесковой и Жанны Михайловой. Под крышей "Порто-франко" собрались настоящие интеллигенты, профессионалы своего дела. Свой стиль работы внес в газету Александр Васильевич Галяс. Это не только интересные темы, но и участие в конкурсах. Приятно получать дипломы и награды за проделанную работу. Тем более, что, делая совместные материалы, невольно тянешься за мастером пера, вбирая в себя находки и детали его работы. Участвуя в конкурсах, мне посчастливилось побывать в Киеве в резиденции митрополита Владимира, получив его благословение и подарки от епархии. Мы занимали призовые места в социальных конкурсах. И за свои победы были премированы Одесским отделением Национального союза журналистов Украины.

Каждый день в "Порто-франко" разный, постоянно новые темы или взгляд на них, подача. Мы не стоим на месте. А постоянно растем. Как-то беседовала с читателем "Порто-франко", который заметил, что читает нашу газеты, потому что "она сохраняет интеллигентность, культурную подачу материала, несмотря на различные модные веяния в сфере СМИ".

В газете мне пришлось вести различные рубрики, постоянно узнавая что-то новое и совершенствуя себя. И я думаю, предела совершенству нет.

В последнее время большим куском моей работы стала подготовка материалов к 90-летию создания газеты "Комсомольская искра". Мне пришлось поднять пласт одесской журналистики с помощью Аркадия Михайловича и Александра Васильевича. Я невольно окунулась в тот мир 60-х, 70-х, пережив их радости, шутки, выговоры и праздники. Каждая беседа была для меня открытием. И ни в одном интервью не обходилось без шутки. Валерий Хаит рассказал, как был мастером по бутербродам. Умел сделать закуску буквально из ничего. И чтобы всем хватило. Мне посчастливилось пообщаться с Семеном Лившиным - автором остроумных произведений, сочных и ярких, как жизнь "искровцев". А также редактором альманаха "Дерибасовская-Ришельевская" Феликсом-Кохриктом, заставшего еще "Комсомольское племя", который рассказал о розыгрыше Игоря Лисаковского и Юрия Михайлика. Однажды они напечатали на машинке, причем искусно повторяя стилистику РАТАУ (тогдашнего Агентства новостей), Указ Верховного Совета СССР о присвоении поэту Шота Руставели (автору поэмы "Витязь в тигровой шкуре") звания Героя Советского Союза в связи с Декадой грузинского искусства. И понесли все это к ответственному секретарю Беленькову. Тот, человек ироничный и остроумный, как ни странно, клюнул на эту вопиющую "дезу". То ли заработался, то ли был погружен в свои мысли, то ли уже так свыкся с советским абсурдом, что подписал "указ" в номер. И его, хихикая, поставили в полосу. И самое страшное, что он чуть не вышел в свет! Шутили, шутили и забыли о полосе, а когда вспомнили, номер уже был на выходе. Еле успели... Беленьков сначала гонялся за ребятами, угрожая их уволить, но потом и сам смеялся. Материал в две подачи получился с Игорем Божко - художником "Комсомольской искры". Надеюсь, что его юмористические рассказы об "искровской" жизни будут изданы книгой, которая войдет в нашу историю.

Продолжая традиции одесской журналистики, мы вспоминаем прошлое, учимся и делаем свое будущее. Одна из форм нашей работы - социальные опросы, в которых выясняется много интересного. Например, прослеживается уровень образования молодежи. Если раньше десятиклассники без запинки отвечали на вопросы о Великой Отечественной войне, зная ее вехи и этапы, то сегодня ответы просто шокируют. Типа: "Партизаны освобождали Одессу". А в 1941 году воевали с Наполеоном. В свою очередь мы пишем о выставках, посвященных Дню Победы, митингах, парадах, печатаем воспоминания ветеранов, чтобы знали, помнили, дорожили.

Каждый год я имею большое счастье освещать лучший одесский праздник - "Юморину". Это очень приятная миссия собирать серпантины юмора, разбросанные по всему городу. Так же, как и писать для лучшей для меня газеты "Порто-франко". Большое спасибо нашему коллективу, редактору Аркадию Михайловичу, что мы уже столько лет вместе.

Инна ИЩУК.