Номер 33 (1080), 2.09.2011

МГНОВЕНИЯ ФЕСТИВАЛЬНОГО КИНОЛЕТА

Окончание публикаций о Втором Одесском международном кинофестивале (ОМКФ). Начало см. "Порто-франко" от 29 июля и 12 августа с. г.

ЭКСПЕРИМЕНТ МИРОВОГО МАСШТАБА

Одним из самых необычных фильмов, представленных на фестивале, стала картина "Жизнь за один день". Эта лента снята пользователями интернета; её собрал шотландский режиссер Кевин Макдональд. Идея не нова - жизнь мира за один день. В качестве такого дня было выбрано 24 июля 2010 года, когда режиссеры- профессионалы и любители снимали различные моменты жизни и загружали их на YouTube. Авторы идеи фильма получили 80 тысяч видеозаписей длительностью 4,5 тысячи часов. Из 331 лучшего ролика из 197 стран автор смонтировал 95-минутный фильм. Вошли в него и два эпизода из Украины.


Авторы первого, Борис Гришкевич и Денис Мельник, сняли сюжет о пастухах в маленькой деревушке. Второй украинский сюжет Игоря Лымаря - запуск китайских фонариков на Контрактовой площади в Киеве.

Прямая речь: "В Уругвае действительно сложная ситуация, и сейчас становится еще хуже. Но сложная ситуация, борьба всегда создают интерес, обостряют чувствительность. Поэтому мы и снимаем хорошее кино в интересных условиях борьбы" (соавтор сценария, оператор и инженер монтажа фильма "Срок годности" Арауко Эрнандес).

Прекрасные сны сумасшедших

Одним из центральных событий фестиваля стал показ невесть какой по счету экранизации романа Льва Толстого "Анна Каренина" с участием автора фильма - знаменитого режиссера Сергея Соловьева. После просмотра постановщик встретился с журналистами. Приводим наиболее интересные фрагменты из его ответов.


"У меня хорошие отношения с Ричардом Гиром. Он как-то сказал мне, что следует быть крайне осторожным с этой экранизацией, поскольку 99,9 % голливудских актрис мечтают сыграть Анну Каренину, но ни одна не читала книгу. В лучшем случае они знают, что героиня бросается под паровоз. После этих слов я задумался: что же там на самом деле происходило? Рука отрезана, глаз выпал - страшное зрелище, но мы снимали фильм о людях, об их счастье и несчастье, а в этом ничего нет ужасного".

" Мне предлагали осовременить сюжет. Чтобы Каренин был депутатом Госдумы, Вронский - афганцем, а отправлялся в Чечню. Но это гадость и пошлость".

"Лицо советского кино отличалось от всех остальных физиономий кинематографа, ведь все фильмы этого огромного старого мира были непрофессиональными. Ценность заключалась в том, что все снимали любительские фильмы, любя кино, а не любя цифры сборов. Это был акт индивидуального сознания, причем не совсем нормального человека. Такие фильмы, как "Земля" или "Летят журавли" - это же "записки" сумасшедшего. В Голливуде с таким пошлют к психиатру. В то время, когда все рубили бабки, мы занимались посланием миру снов сумасшедших. Но это были прекрасные сны".

"Самое страшное, что мы сейчас говорим о молодежи, как будто эту молодежь нам прислали инопланетяне. Это мы все сделали нашими руками. Поэтому ребята приходят исключительной серости и тупости... Педагог из меня никудышний; я - вампир и прихожу из студентов пить кровь. На моем курсе нет ни одного сына или дочки известных режиссеров. Если бы были - я бы порадовался, что и ребенок получился талантливый. Зато есть две девочки из села под Йошкар-Олой. Все они живут в общежитии, и сейчас их единственная карьера заключается в том, чтобы перевестись с 10- го этажа, где ужасные условия, на четвертый, где получше. Я хожу и их переселяю".

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ

Режиссер и продюсер Валерий Тодоровский родился в Одессе, когда его отец, знаменитый Петр Тодоровский, работал на здешней киностудии. Потому во время своего мастер-класса Валерий Петрович не раз вспоминал об одесском детстве и пошутил, что коридоры киностудии он много лет назад изучил, ползая на коленках. В. Тодоровский признался, что Одесса его вдохновляет, и ему очень хочется на улицах Одессы снять фильм.

А с желающими стать кинозвездами мастер поделился формулой работы для актера, которую он с Евгением Мироновым вывел, когда еще Миронов был беден и жил с семьей в общежитии. Совет звучит примерно так: "Хороший режиссер, хороший сценарий, интересная роль - бросай все и снимайся даже бесплатно. Плохой сценарий, плохой режиссер, сомнительная роль - снимайся, но только один раз, заработай денег, чтобы не умереть с голоду. Стыдный режиссер, стыдный сценарий, стыдная роль - не иди никогда, даже если будешь умирать с голоду".

Касаясь съемок в сериалах, В. Тодоровский сказал, что, хотя они приносят актерам быструю славу и хорошие доходы, зато ограничивают срок востребованности 3-5 годами. Потому, считает режиссер, все молодые актеры сегодня - проблемные, в отличие от более старших коллег.

Что касается роли в кино продюсеров, то наш гость высказался образно: "Если фильм - это ребенок, то режиссер - это его родитель, а продюсер - нянька". А нянька необходима, поскольку может более критично посмотреть на чадо, дать советы родителям.

С УКРАИНСКИМ АКЦЕНТОМ

Украинское кино на фестивале было представлено в нескольких секциях, включая конкурсную программу. Также состоялась презентация проектов новых украинских фильмов. По словам председателя Союза кинематографистов Украины Сергея Трымбача, после общения с начинающими украинскими режиссерами и сценаристами у него улучшилось настроение: "Найбiльша радiсть, що з'являεться нове поколiння. Бiда нашого кiно останнiх рокiв - це вiдсутнiсть талановитого нового поколiння".

Нашим известным режиссерам долгое время никто не составлял конкуренции. Сегодня ситуация меняется, и у мэтров отечественного кинематографа появляется стимул двигаться дальше. Продюсер Олег Кохан пожелал молодым кинематографистам "быть смелее и настойчивее". А еще важно - призывать аудиторию думать и анализировать, давать ей поле для размышлений. Сергей Трымбач: "В Украïнi суспiльство спить 20 рокiв, i поки ми спали, дивiться, що стало з краïною. Ми повиннi будити суспiльство, створювати кiно не тiльки для розваги чи розвитку кiномови, що, безперечно, теж потрiбно, але ми маεмо позитивно впливати, висвiтлювати соцiальнi проблеми".

Что касается Второго Одесского кинофестиваля, то участники "Украинской программы" дали ему высокую оценку.

- Хочу поздравить руководство фестиваля, - сказал Олег Кохан. - Получился не только праздник, но и отличная коммуникационная площадка для кинематографистов. Спасибо за актуализированное место встречи, в котором мы, глядя друг другу в глаза, говорим о наших реалиях, проблемах и достижениях. Только общение поможет нам избежать коллапса.

ЭЛЕМЕНТЫ КРЕАТИВНОЙ МАТРИЦЫ

Мастер-класс, который провел Фил Паркер, был посвящен проблемам создания сценария. Создатель одной из наиболее успешных магистерских программ по сценарному мастерству в Великобритании, рассказал слушателям об элементах креативной матрицы, которая лежит в основе каждого успешного сценария.

"Начало матрицы - это сама история, суть основной мотивации персонажа, которая ведет его и заставляет совершать определенные действия. Между историей, сюжетом и повествованием есть существенная разница. Сюжет может объединять несколько историй, а повествование - служит залогом общности всех линий в фильме. И это справедливо для всех жанров".

По мнению Паркера, есть 10 универсальных историй, восемь тем и триединая структура: "Ваша работа, как креативщика, в первой части сценария создать такой драматический мир, который будет знаком и интересен зрителю. Во втором акте вы должны усложнить то, что сделали в первом, чтобы у зрителей появились вопросы - пусть им кажется, что они знают концовку. А в третьем акте все ваши истории должны разрешиться неожиданным образом".

Охота за сюжетами

Эту тему подхватила Катриел Шори из Израиля, основатель компании "Belfilms Ltd", которая произвела более 200 фильмов.

"Мы все охотники за историями, за сюжетами, - сказала она, - потому вам должно быть интересно все, что происходит вокруг. А в самом начале работы вы должны дать четкие ответы на три вопроса: что? как? зачем? Что вы хотите сказать, как вы собираетесь воплотить написанное, зачем вы это делаете?"

Но в этой профессии нужно быть готовыми ждать и рисковать. "Даже если фильм неудачный, режиссер должен быть готов представить его и стоять рядом с картиной и защищать ее в любом случае, даже если он испытывает чувство неловкости или стыда. Это риск, о котором известно с самого начала".

Будущее - у "Аутсайдера"

Питчинг-сессии - это лаконичные презентации новых кинопроектов на начальных стадиях реализации для представителей киностудий и независимых инвесторов.

Для участия в питчинге проектов Одесского кинофестиваля было подано более 30 заявок, из которых 10 были отобраны экспертной комиссией. В состав жюри вошли руководитель государственного агентства по вопросам кино Екатерина Копылова, режиссер Вадим Перельман, кинокритики Владимир Войтенко и Симона Бауман, продюсеры Влад Ряшин и Вальдемар Дзики, генеральный директор компании UDP Валерий Кодецкий. Последий и вручил победителю денежный приз в размере 25 тыс. грн. Приз достался Вере Яковенко - режиссеру и продюсеру проекта "Аутсайдер".


Вот его краткое содержание. Жанна, фотограф-документалист из Германии, в погоне за эмоциональными, надрывными фотографиями из жизни Вани, девушки, увлекающейся уличными драками, намеренно сталкивает противоречивые желания и интересы близких ей людей: Димы - ее молодого человека и товарища по дракам, Сережи - профессора университета и бывшего любовника, Жоры - ее суицидального отца. Тем самым неразрешимые конфликты в жизни Вани нарастают и достигают критической точки.

Что из этого получится, возможно, узнаем на Третьем Одесском международном кинофестивале.

Немного статистики

Второй Одесский кинофестиваль проходил 9 дней.

На нем были аккредитованы 3500 участников.

События освещали 450 журналистов из Украины, России, Германии, США, Румынии, Италии и других стран мира.

Всего на фестивале был показан 71 фильм, в т. ч. 14 - в конкурсной программе.

По данным устроителей, фильмы посмотрели 70 тыс. человек.

На фестивальных вечеринках было выпито 3 тонны алкоголя.

Прямая речь: "Есть Берлинале, есть Венецианский, Московский кинофестивали, но есть только один кинофорум, который может считаться Фестивалем с большой буквы - это Канны. Идеален как по форме, так и по содержанию, так и по организации. Все мировые дистрибьюторы там" (генеральный секретарь Международной ассоциации кинокритиков Клаус Эдер).

Подготовил Александр ГАЛЯС.

На фото:

Борис Гришкевич, участник проекта "Жизнь за один день"

аншлаг на "Анне Карениной"

Валерий Тодоровский

Фил Паркер, британский сценарист

Алексей Горбунов считает, что приз за лучший питчинг принесла им с Верой Яковенко работа оператора