Номер 28 (1024), 23.07.2010

НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ПРОСТИТЬ, НЕ ПОТЕРЯТЬ

Свой новый сборник Игорь Потоцкий назвал незамысловато: "Просто стихи". В этом можно было бы заподозрить некое кокетство самого плодовитого из одесских поэтов; дескать, понавыпускал уже столько сборников, что устал выдумывать новые названия. Однако, пролистав книгу, понимаешь, что в данном случае автор абсолютно точен в выборе названия. Это действительно "просто" стихи человека, которому уже давно нет надобности доказывать свою творческую состоятельность и который может себе позволить писать так, как подсказывает внутренний ритм.

Понятие ритма в поэзии чрезвычайно важно. Когда-то Владимир Маяковский признавался в своей знаменитой статье "Как делать стихи", что строчки не появляются до тех пор, пока он не найдет ритм стихотворения. Современники вспоминают, как Маяковский шагал по улице, что-то бубня себе под нос, мало кого замечая вокруг; это поэт примеривался к ритму будущего сочинения. Игорь Потоцкий, при всем бесконечном отдалении от "горлана-главаря", тоже одержим ритмом, который и диктует зачастую все прочее в стихе. А уж ритмом наш поэт владеет практически виртуозно. И ему, как говорится, ничего не стоит подобрать точное ритмическое соответствие тому чувству, по причине которого рождается то или иное стихотворение. В этом плане сборник "Просто стихи" можно назвать своего рода "микро- энциклопедией" поэтических ритмов.

Но об этом размышляешь, читая первую часть сборника - 69 стихотворений, как раз и озаглавленных "Просто стихи". Потому что во второй части - "Стихи о гетто" - уже не до рассуждений. Тут - не стихи, а боль. "Они сгорели в гетто, не зная обо мне" - это не только о родственниках, но и о многих тысячах известных и безымянных жертв холокоста, чей пепел и десятки лет спустя не остывает в памяти.

"Гетто - всего пять букв, пять пуль...", - пишет И. Потоцкий. И это те самые пули, которые, образно говоря, прошли через сердце поэта. Но не только скорбью, а и гневом наполнены строки.

"Считай на счетах, счетовод,

костяшками стучи;

мой сколько потерял народ,

потом о том кричи...

Вновь многих цифр не разобрать,

их сумма давит грудь.

Убийц всех вместе не собрать

в последний скорбный путь.

Считай на счетах, счетовод,

костяшками стучи,

чтобы каждый день, неделю, год

дрожали палачи".

Создавая эти стихи, а точнее, вынимая их из своей души, поэт вряд ли заботится об актуальности; тут не до дат, не до юбилеев. Однако появление "Стихов о гетто" - так уж вышло - совпало по времени с гнусной провокацией т. н. "мирного каравана", которую устроили против Израиля. Увы, но даже западные правозащитники поспешили объявить израильтян виновными в человеческих жертвах, хотя что остается делать людям, на которых прет банда вооруженных отморозков, если не защищаться всеми возможными способами?! В своем антиизраильском рвении договариваются уже и до отрицания холокоста. "Стихи о гетто" не позволяют забыть об одной из самых диких трагедий XX века. И в этом тоже их ценность и значение.

Александр ГАЛЯС.