Номер 39 (935), 17.10.2008

НОВЫЙ ОДЕССКИЙ ТАРИФ НА ВОДУ:
ПОПЫТКА АНАЛИЗА

Исполком Одесского горсовета своим решением №  1074 от 25.09.2008, согласовал с филиалом "Инфоксводоканал" новые тарифы на услуги водоснабжения и водоотвода, согласно которому "удовольствие попить и помыться" одесситам стало дороже: вода поднялась в цене более чем на 70 % до 2,20 грн за куб. м, а водоотвод - более чем на 45 % до 1,40 грн за куб. м.

Конечно, нет ничего удивительного в том, что в этом нестабильном мире цены растут. Удорожание энергоносителей, например, порождает цепную ценовую реакцию в смежных отраслях. Не могут не сказаться на ценах механизмы государственного регулирования, одним из которых является регулирование минимальной заработной платы. Во всяком случае, именно на эти факторы указывается в преамбуле этого исполкомовского решения. Но все ли так прямолинейно на самом деле? Давайте попробуем разобраться, хотя б на основании того немногого, что доступно. Для чего будет достаточно познаний математики в пределах школьной программы, элементарной логики, а также необходим при этом доступ в интернет (для данного анализа мной использовались решения исполкома относительно тарифов на водоснабжение, которые доступны на официальном городском сайте - http://www.odessa.ua/

Первое, что режет глаз, это название документа: "Об усовершенствовании тарифной политики на услуги водоснабжения и водоотведения". Если обратиться к закону "О жилищно- коммунальных услугах", то вопросы совершенствования системы ценообразования являются прерогативой Министерства по вопросам ЖКХ, которое в данном случае является центральным органом исполнительной власти, а к полномочиям органов местного самоуправления отнесено "утверждение тарифов". Получается, исполкомовское решение названо так, мягко говоря, вопреки логике, название должно было отражать суть решения - "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотвода".

Пункт 1 решения гласит, что тарифы "согласовываются". Конечно, согласно статье 28 закона "О местном самоуправлении", к полномочиям органов местного самоуправления отнесено "установление" тарифов на услуги предприятий и организаций коммунальной собственности и "согласование" для предприятий, учреждений и организаций, которые не относятся к коммунальной собственности. Этот закон был принят в 1997 году, и эта норма с тех пор не претерпела изменений. Однако, согласно статье 7 закона "О жилищно-коммунальных услугах", принятого в 2004 году, к полномочиям органов местного самоуправления отнесено "установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги", а согласно части 3 статьи 31 этого закона органы местного самоуправления "утверждают" цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Согласно общеизвестной юридической презумпции, в случае, когда нормы документов, принятых ранее, противоречат нормам документов, которые приняты позже, приоритет имеют нормы документов, которые приняты позже. Следовательно, горисполком должен "утверждать" все тарифы на жилищно-коммунальные услуги, и для коммунальных предприятий, и для остальных предприятий, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги в г. Одессе, включая "Инфоксводоканал".

Приложением №  2 к этому вышеупомянутому решению исполкома приводится "Годовой план производства и предоставления услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу филиала "Инфоксводоканал" ООО "Инфокс". Общеизвестно, что лучший вариант познания заключается в сравнении, а потому сопоставим аналогичные цифры с показателями из предыдущего тарифного решения исполкома (№  99 от 19.05.2006.).
№  п/пПоказателиЗначение 1,
тыс. куб. м.
Значение 2,
тыс. куб. м
абвг
1.Подача воды I подъемом243 200,00218 515,20
2.Расходы воды на собственные потребности
ВОС "Днестр"
18 200,0026 515,20
3.Подача воды II подъемом225 000,00192 000,00
4.Расходы воды на собственные потребности
подразделений г. Одессы
2 318,201 868,20
5.Подача воды в сеть222 681,80190 131,80
6.Потери и неучтенные расходы воды88 381,8072 265,00
7.Реализация воды всего134 300,00117 866,80
7.1.Население89 800,0072 871,80
7.2.Производственные управления
водопроводно-канализационного хозяйства (ПУВКХ)
16 000,0016 400,00
7.3.Бюджетные организации7 000,006 000,00
7.4.Другие потребители21 500,0022 595,00
8.Пропуск стоков через очистные сооружения136 000,00136 000,00
8.1.В том числе биологическая очистка стоков136 000,00136 000,00
9.Пропуск тарифных стоков всего91 900,0073 250,00
9.1.Население72 150,0054 760,00
9.2.Бюджетные организации6 850,005 600,00
9.3.Другие потребители12 900,0012 890,00


Здесь Значение 1 - Согласно решению исполкома №  99 от 19.05.06.

Значение 2 - Согласно решению исполкома № 1074 от 25.09.08.

Начнем исследование с первого показателя. Это - объемы производства, которые будут снижаться с 243 200,00 до 218 515,20 тыс. куб. м (ячейки "1в" и "1г"). Что может быть свидетельством общего снижения водопотребления городом, которое также подтверждается снижением объемов реализации воды с 134 300,00 до 117 866,80 тыс. куб. м (ячейки "7в" и "7г"), по поводу чего экологи могут констатировать наличие тенденции...

Вторая строка, признаться сразу смутила. Несмотря на обещанные инвестиции на ресурсосбережение, несмотря на бравурные периодические рапорты о проводимой модернизации, собственная потребность в воде станции "Днестр" резко возросла с 18 200,00 до 26 515,20 тыс. куб. м. И это при общем снижении объема производства! А это, естественно, порождает мысли о том, что модернизация, направленная на экономию, не может порождать еще большие затраты. А если затраты возросли, тогда возникает ряд вопросов: "А что делалось, если, конечно, что-то делалось? И вообще делалось ли хоть что-то? А если что-то делалось, в чем причина роста затрат? Или это тихая претензия на сверхнормативную прибыль?"

Дальше - больше... В смысле, чем дальше вникаешь в цифры, тем вопросов возникает все больше. Например, как "Инфоксводоканал" собирается принять стоков больше, чем намерен поставить воды? Намечено к реализации воды 117 866,80 куб. м (ячейка "7г"), а вот стоков будет пропущено 136 000,00 куб. м (ячейка "8г")... Помнится, были в школе у нас задачи про бассейны с вливаниями-выливаниями из разных труб, за неправильное решение которых, равно как и за невыполнение и других заданий, в том числе по другим предметам, грозила "пара" со всеми вытекающими последствиями... А вот для некоторых во взрослой жизни ошибки в вопросах количества вливания-выливания не страшны, а возможно, и приятны... количеством дополнительно приобретаемых дензнаков...

Вспомнилась давняя история с противостоянием Антимонопольного комитета и "Водоканала" относительно правомочности отнесения в тариф потерь воды... Из чего возник очередной вопрос: "А каковы нынешние производственные затраты и потери?" Для этого придется укоротить таблицу до следующего вида (и опять же для сравнения оставим предыдущие показатели):
№  п/пПоказателиЗначение 1,
тыс. куб. м.
Значение 2,
тыс. куб. м
1.Подача воды I подъемом243 200,00218 515,20
2.Расходы воды на собственные потребности
ВОС "Днестр"
18 200,0026 515,20
4.Расходы воды на собственные потребности
подразделений г. Одессы
2 318,201 868,20
6.Потери и неучтенные расходы воды88 381,8072 265,00
7.2.Производственные управления
водопроводно-канализационного хозяйства (ПУВКХ)
16 000,0016 400,00
ВСЕГО затрат и потерь (2+4+6+7.2),
тыс. куб. м
%
124900,00
51,36%
117048,40
53,6%


Здесь Значение 1 - Согласно решению исполкома №  99 от 19.05.06.

Значение 2 - Согласно решению исполкома № 1074 от 25.09.08.

Полученные в результате вычислений результаты повергли поначалу в шок... Оказывается, может быть и такое: чем меньше объем производства, тем выше уровень затрат... Или это опять же тихая претензия на сверхнормативную прибыль?

А что по этому поводу гласят государственные регуляторные акты? Поиск был недолгим, есть такой документ (и совершенно несекретный!) "Отраслевые технологические нормативы использования питьевой воды на предприятиях водопроводно- канализационного хозяйства Украины", утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно- коммунального хозяйства №  33 от 17.02.2004, которые обязательны для применения при разработке текущих индивидуальных технологических нормативов использования питьевой воды (ИТНИПВ) на всех предприятиях и организациях, обеспечивающих централизованное питьевое водоснабжение и водоотвод в населенных пунктах Украины независимо от форм собственности, подчиненности и видов деятельности. Так вот, согласно этому документу:

- каждое предприятие водоснабжения должно разработать этот свой норматив использования воды (ИТНИПВ), который должен быть согласован с территориальными органами Минприроды, Госводхоза и Госкомэнергосбережения и утвержден органом местного самоуправления;

- этот текущий ИТНИПВ для конкретного предприятия не должен превышать 300 куб. м на каждую 1000 куб. м питьевой воды, поданной в систему водоснабжения (то есть не более 30 %);

- текущий ИТНИПВ в водопроводном хозяйстве - это максимально допустимый объем технологических расходов воды при подъеме, очистке и транспортировке 1000 куб. м воды на сооружениях и сетями, которые находятся на балансе или обслуживаются предприятием, потерь воды при ее транспортировке и реализации абонентам через данную систему питьевого водоснабжения, расходов питьевой воды на собственные потребности работников и на содержание территории зон санитарной охраны и сооружений в должном санитарном состоянии...

А вот здесь поставим многоточие, ибо цель статьи не приведение полного текста этого документа, а целью является раскрытие проблем одесского ценообразования.

В заключение необходимо, наверное, обратиться к основополагающему документу в части ценообразования услуг водоснабжения - к "Порядку формирования тарифов на услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу", утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июля 2006 г. №  959, в соответствии с которым якобы производился расчет тарифа.

Согласно пункту 21, уровень рентабельности не должен превышать 12 %, а какой уровень заложил "Инфоксводоканал" и с которым согласился исполком - тайна за семью печатями.

Согласно пункту 35, тарифы формируются для 3-х групп потребителей (для населения, бюджетных учреждений, других потребителей), а в Одессе "придумали" 6 потребительских групп (население; производственные управления водопроводно- канализационного хозяйства; теплогенерирующие организации в части предоставления услуг горячего водоснабжения для населения; теплогенерирующие организации в части объемов водоснабжения и водоотвода для производства тепловой энергии; организации, которые находятся на полном финансировании из бюджетов разных уровней; другие потребители).

Согласно пункту 52, экономическая обоснованность тарифов должна быть подтверждена заключением Государственной инспекции по контролю за ценами (ее территориальным органом)... Однако в тексте решения не упомянуто наличие такого согласования, из чего возникают сомнения в наличии такового...

Юрий Азанов
http://zhitlo-od.info/

ДЛЯ СПРАВКИ: Одесские ценовые вариации
вокруг водоснабжения 2006-008 годов
19.05.2006 г. № 9901.06.2006Население (на прямых договорах
с филиалом "Инфоксводоканал"
ООО "Инфокс")
1,100,80
Исполнители услуг по водоснабжению
и водоотводу для населения
(ДЕЗ, ЖСК, ОСМД,
ведомственные организации
и другие объединения граждан)
1,080,78
№  349 от 19.04.07Население*1,080,78
№  95 от 14.02.200801.03.2008Индексация: вода (1,08х1,174)
и водоотвод (0,78х1,228)
1,270,96
№  1074 от 25.09.200801.11.2008Население2,201,40


* Во исполнение решения исполнительного комитета Одесского городского совета от 05.03.2007 года №  170 "О рассмотрении протеста прокуратуры м. Одессы на решение исполнительного комитета Одесского городского совета от 19.05.2006 г. №  99 "Об усовершенствовании тарифной политики на услуги водоснабжения и водоотвода.