Номер 22 (918), 20.06.2008

НА МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ

С самого начала войны гитлеровские захватчики бросили большие силы на черноморские портовые города. Первой на их пути стояла Одесса. Для захвата города противник двинул 4-ю армию. В ходе наступления ее состав увеличился с 7 дивизий и 1 бригады до 17 дивизий и 7 бригад. Оборона Одессы была возложена на Отдельную Приморскую армию. Прикрытие с моря осуществляли отряд кораблей северо-западного района Черного моря, силы Одесской военно-морской базы, а также корабли эскадры Черноморского флота.

В сражениях флотов надеяться на победу противнику не приходилось. Своих боевых кораблей на Черном море Германия не имела, а военно-морские силы ее сателлитов были незначительны. Поэтому гитлеровцы делали основную ставку на свое превосходство в воздухе, заявляя, что с появлением бомбардировочной авиации вермахта участь Черноморского флота предрешена.

В первые же недели Великой Отечественной войны было реорганизовано руководство морским транспортом бассейна и создано Черноморско-Азовское бассейновое управление. В кратчайшие сроки была переоборудована и передана военно- морскому флоту часть транспортных судов, пассажирские лайнеры, буксиры, катера. Основная же часть сухогрузов и танкеров оставалась в составе судов Народного Комиссариата Морского флота и предназначалась для переброски воинских подразделений и военных грузов, эвакуации народнохозяйственных ценностей из районов, которым угрожала вражеская оккупация.

Безнаказанным нападениям гитлеровской авиации, в самом начале войны потопившей несколько безоружных судов, пришел конец. Началось вооружение судов: на них устанавливались зенитные орудия и пулеметы, а члены экипажей обучались искусству ведения огня. Кроме того, в состав судовых команд вводились комендоры, помощники капитанов из числа военных моряков.

"Все 73 дня героической обороны Одессы, - отмечает кандидат исторических наук С. Петлицын, - суда транспортного флота совершали непрерывные рейсы, доставляя защитникам города вооружение, боеприпасы, подкрепление, вывозя в тыловые порты народнохозяйственное имущество, гражданское население и раненых воинов. На перекрытие черноморских коммуникаций враг бросил авиацию.

Каждый день в море сыпались градом бомбы. Завидев пароходный дым над волнами, хищной стаей устремлялись к нему самолеты с черными крестами на крыльях. Но морской флот непобежденной Одессы держался так же стойко, как и фронт сухопутный. Заградительный огонь, сочетавшийся с искусным маневрированием, позволил транспортным судам в громадном большинстве случаев избегать прямых попаданий авиабомб в открытом море. А комендоры таких судов, как "Курск", "Ворошилов", "Большевик", "Крым" и других, уже открыли счет сбитым немецким самолетам"?

Большой вклад в героическую оборону города внесли моряки транспортного флота. Суда доставили защитникам Одессы около 64 тысяч человек маршевого пополнения, свыше 19 тысяч тонн воинских грузов. В тыловые порты было эвакуировано более 120 тысяч воинов, свыше 300 тысяч человек гражданского населения, свыше 24 тысяч тонн заводского оборудования, 262 тысячи тонн различных грузов.

Корабли оказывали систематическую помощь сухопутным войскам. Огнем своей артиллерии они поддерживали армию, подавляли вражеские батареи, перевозили войска и военные грузы в Одессу, конвоировали транспорты, эвакуировали раненых и мирное население, вывозили из города различные ценности. В обороне Одессы разновременно участвовали 27 кораблей, совершивших 165 боевых выходов для огневой поддержки сухопутных войск.

22 сентября 1941 года под Одессой в районе Григорьевки был. высажен первый в годы войны крупный тактический морской десант в составе третьего полка морской пехоты. Операцией руководил капитан I ранга С. Г. Горшков (позднее Адмирал Флота Советского Союза, Главнокомандующий Военно-морским флотом). В высадке и артиллерийской поддержке десанта участвовали крейсеры "Красный Крым", "Красный Кавказ", эсминцы "Бойкий", "Безупречный", "Беспощадный" и другие корабли.

Под ударами моряков и армейцев враг был. отброшен на 5-8 километров, потерял до двух тысяч убитыми м пленными. Десантники захватили большие трофеи. Была ликвидирована вражеская тяжелая батарея, державшая под обстрелом Одесский порт, что значительно облегчило перевозки в осажденный город.

Противник потерял под Одессой белее 150000 солдат и офицеров убитыми, ранеными и пленными, огромное количестве оружия и боевой техники, но не сумел взять город. Когда фашистские войска подошли к Крыму, Одесса потеряла свое стратегическое значение. По решению Верховного Главнокомандования ее оборона была прекращена, а войска Одесского оборонительного района использованы для усиления обороны Крымского полуострова. С 1 по 16 октября войска ООР искусно и без потерь на боевых кораблях и транспортах были переправлены в Крым. Только с рассветом фашистская авиация настигла и атаковала конвой. Целый день продолжался бой. В нем участвовали и советские истребители. Враг потерял двадцать самолетов, а потопил только один небольшой транспорт. Этот пример эвакуации войск морем остался непревзойдённым до конца Второй мировой войны...

Ф. К.

На фото: капитан парохода "Василий Чапаев" А.И. ЧИРКОВ;

капитан парохода "Большевик" Э.И. ФРЕЙМАН;

капитан теплохода "Ворошилов" А.Ф. ШАНЦБЕРГ;

капитан теплохода "Кубань" Г.И. ВИСЛОБОКОВ.