Номер 11 (858), 30.03.2007

ТОЛЬКО БЛИСТАТЬ!

Чтобы посмотреть на мадемуазель Куку в спектакле "Безымянная звезда", мисс Амни в "Кентервильском привидении", Пыльнову в "Одессе-маме", в музкомедию не устают ходить поклонники и поклонницы, обожающие игру актрисы Ларисы Болеславовны Борисенко, больше 30 лет отдавшей театральному искусству. 27 марта 2007 года актриса празднует свой юбилей, совпадающий с Международным днем театра, ставшего ей своеобразным пророчеством.

В ТЕАТРЕ МЕНЯ ПРОЗВАЛИ "СМЕШНАЯ ДЕВЧОНКА"

- В театр я попала в 17 лет, - рассказывает Лариса Болиславовна, - Обучаясь в музучилище, я узнала о наборе мужских и женских голосов в Музкомедию. Меня прослушали и сразу взяли на работу. От радости, что меня приняли в театр, я буквально ворвалась в кабинет, в котором нужно было подписать заявление.

- Вот, подпишите заявление, - сказала я, забыв даже поздороваться.

Режиссер отложил бумагу и решил меня остепенить. Я очень испугалась, поняв, что передо мной сам режиссер, и думала, что он меня сейчас выгонит. Даже решила поплакать. Но режиссер, по-видимому, увидел во мне эмоциональную личность и решил, что я подхожу для театра.

Уже тогда на сцене я импровизировала. Меня так и прозвали смешная девчонка. Я была словно вихрь. За все бралась и очень хотела получить хоть какую-нибудь роль. И вот как-то Алоин решил подшутить надо мной.

- Девочка, вы очень хотите сыграть роль? - спросил он.

Я только закивала головой.

- В третьем акте, - продолжил Алоин (спектакль "Принцесса цирка") как только опустится лошадь, вы должны вскочить на нее и громко закричать "Ура!" Сможете?

- На парадах кричала, - с замиранием сердца сказала я, получая свою долгожданную первую роль.

И вот кручусь я за кулисами, жду, когда лошадь опустится. Весь хор отпел, а лошадь все не опускается. Актеры надо мной подшучивают, смеются. Тогда я наконец поняла, какую шутку со мной сыграли. Какая это была трагедия! Даже сам Алоин утешал меня: "Будет вам еще роль, что вы так убиваетесь".

Скоро я получила роль в спектакле "На рассвете", где играла одну из эмигранток, на которых нападали бандиты. Мы должны были изобразить испуг и убежать. Я долго проигрывала эту роль, представляя как бы эффектнее сыграть. И решила упасть в обморок. Обморок я изобразила. Все убежали, а я осталась на сцене. Водяной, увидев меня, возмутился: "Что это такое? Уберите это бревно". Под аплодисменты зала меня унесли. Правда, Водяной мне потом сказал:

- Лоркин, я тоже хороший хохмач, но больше этого не делай.

Рыбачка Лора как-то в мае,

Направив в Киев тарантас,

Пришла, комиссии сплясала

И оказалась вдруг у нас.

Потом была учеба в студии при Киевском театральном театре и работа в Киевской оперетте. Моей дипломной работой стала роль Миледи в спектакле "Три мушкетера", которая сыграла решающую роль в моей судьбе. Меня взяли актрисой КГТО. В 1978 году состоялся мой дебют в спектакле "Принцесса цирка", где я сыграла Мари Лятуш. И начался отсчет спектаклей, премьер, постановок.

Добиться роли в Киевской оперетте было сложно. Я всегда учила роли, которые мне нравились. И даже если меня не ставили на роль, которую хотела, всегда была готова ее играть. И когда ставился вопрос о замене, я была тут как тут. Так в спектакле "Любовь Яровая" я мечтала сыграть Панову, а мне дали роль Дуньки. Но я выучила обе роли. И в дальнейшем все равно сыграла Панову. А в спектакле "Левша" играла сразу четыре роли: блохи, королевы, Мэри и Мурышкиной. Мне нравилось играть Атаманшу в спектакле "Бременские музыканты", Хиврю в "Сорочинской ярмарке", Сэлию в спектакле "Трехгрошовая любовь", Мирабелу в "Цыганском бароне" и др. Больше всего я предпочитала характерные роли. Пусть маленькие, но яркие, запоминающиеся зрителю.

Было много и веселых историй. В спектакле "Мисс Олрайт" заболела артистка. Меня попросила ее заменить. Ну ладно бы попросили за день, а то перед самым спектаклем. В первом акте все прошло гладко. Я ходила с книжкой и читала вложенный в нее текст. Но вот во втором акте у нее был длинный монолог. И с книжкой уже ходить было неприлично. Ну, думаю, выкручусь. А принцем, который к ней сватался, был парень из хора. Вышел он, худой, в розовых лосинах с кружевами. Смех меня так и разобрал. А я же Несмеяна. Вот говорю ему:

- Встать с колен, срыцарь.

Тут зал просто рухнул. К парню потом это прозвище так и прицепилось.

Был еще случай, когда в "Бременских музыкантах" атаманшу играла. Говорю:

- Ну, братцы, разбойнички! - поворачиваюсь - только один Дашкевский стоит. Тут меня на импровизацию потянуло:

- В чем дело, - говорю, - почему один. Остальные что, в Чечне?

В Киеве такие импровизации любили. А в Одессе нет.

Одесский театр начался с роли Мирабелы в спектакле "Цыганский барон". Потом была Сэлия в пьесе "Трехгрошовая любовь", которая и стала поворотной. В этом помог мне народный артист В.Д. Фролов. Сам Митницкий сказал мне - молодец, это было для меня высшей похвалой. Потом была работа над спектаклями "Роз-Мари", "Моя жена лгунья", "Хелло, Долли", "Золотая паутина", "Бал в честь короля", "Кентервильское привидение", "Безымянная звезда" и другие. Я с точностью исполняла требования режиссеров. Но продолжала искать себя. Чтобы найти свою индивидуальность, надо потратить многие годы, обдирая себя как луковицу, слой за слоем, пока не доберешься до своей сущности. Но твоя сущность отлична от образов, которые ты играешь. Все мои герои разные. Я проживаю их жизнь и стремлюсь наиболее точно выразить на сцене их характер. Одна из моих любимых ролей - мадемуазель Куку в спектакле "Безымянная звезда". В первом акте она хоть и строгая, но не без комизма. А во втором - даже трагическая, и достигает пика в фразе: "Иногда идет дождь, и довольно часто".

Л.Б. Борисенко - актриса по призванию, причем именно актриса музкомедии, в которой драма соседствует с шуткой, комедия не перестает смешить и удивлять, везде она найдет свой ход и представит героиню по-новому. "В этом и есть актерское мастерство, которому посвящена вся жизнь, - говорит Лариса Болеславовна - И если играть на сцене, то только блистать!"

Инна ИЩУК.

На фото:Л. Борисенко в спектакле <Золушка>.