Номер 03 (799), 27.01.2006

К 100-летию со дня рождения Игоря Александровича Моисеева

БАЛЕТМЕЙСТЕР

Событие исключительное: мы имеем возможность поздравить нашего выдающегося здравствующего современника с юбилеем, изображаемым трехзначным числом!

21 января исполнилось 100 лет со дня рождения балетмейстера, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, организатора и руководителя Ансамбля народного танца СССР, почетного члена Национального собрания Франции и Французской академии музыки и танцев, члена президиума Российской академии искусств, лауреата двух премий "Оскар" в области танцев, лауреата Ленинской премии, пяти Государственных премий СССР и Государственной премии России Игоря Александровича Моисеева.

— Балет – это язык народов мира, – сказал кто-то во время триумфальных гастролей Большого театра в США.

На главной сцене страны после окончания в 1924 году Московского хореографического училища началась творческая деятельность киевлянина Игоря Моисеева. Как танцовщик он исполнял партии Рауля в "Теолинде" Шуберта, Раба в "Корсаре" Адана, Мато в "Саламбо" Арендса... В качестве балетмейстера впервые выступил в 1930-м. Поставил балет "Футболист" Оранского, "Три толстяка" по пьесе Ю. Олеши, в 1958 году "Спартак" Хачатуряна...

Взглянем на сцену. Мы видим музыку, ожившую в легких, выразительных, грациозных движениях. Каждое из них, будь то воздушный прыжок, стремительное, как вихрь, вращение, скульптурные позы или даже какой-то один жест, – необычайно красноречиво передает нашему сердцу те чувства, что рождает в нас музыка. Сперва кажется, что танец на сцене, как эхо, повторяет то, что говорит мелодия, но затем мы убеждаемся, что это больше чем эхо: в танце раскрываются такие сокровенные глубины музыки, которые не в силах познать наш слух.

Балет – очень сложный музыкально-театральный жанр, это искусство больших чувств, бурных драматических взрывов, высокой романтики, тончайшей лирики и выразительной характеристики. Из всех видов театрального искусства балет является наиболее условным и специфическим. На первый взгляд, он стоит от реальной действительности значительно дальше, чем драма или даже опера. И тем не менее особая условность хореографии нисколько не препятствует отражению всего богатства и многообразия действительной жизни, отражению правдивому, реалистическому. Главная задача танцовщика – языком пластики передать мысли, чувства, настроения и переживания человека.

В своих постановках Моисеев утверждал новые принципы решения балетного спектакля – отказ от дивертисментного построения, раскрытие сюжетного начала средствами выразительного действенного танца и пантомимы. В этих спектаклях сказалось глубокое знание Игорем Александровичем народного танца, истории античного искусства. Его постановки отличаются яркой театральной формой, выразительной танцевальной лексикой, рельефными хореографическими образами, мастерски построенными массовыми сценами. Для балетмейстерского творчества И.А. Моисеева характерны юмор, острая сатира.

В 1936 году Моисеев руководил хореографическим отделением Театра народного творчества в Москве и участвовал в организации и проведении Всесоюзного фестиваля народного танца, наиболее талантливые участники которого вошли в созданный им в 1937 году Ансамбль народного танца СССР. В репертуаре ансамбля сценические варианты танцев народов СССР и других стран, хореографические сюжеты, жанровые сцены. В своих постановках Игорь Александрович сохраняет и развивает народные традиции, раскрывает богатство, многокрасочность, образность и самобытность танцевального искусства разных народов. Лучшие из них "Полянка", "Молдовеняска", "Хоруми", "Лявониха", "Подмосковная лирика", "Полька-красотка с фигурами и комплиментами", "Калмыцкий танец", "Бульба", "Колхозная улица", "Юрочка", "Сюжеты из старинных русских танцев", "Танцы народов СССР", "Танцы славянских народов", "Мир и дружба", "День на корабле", "Русский перепляс", "Веснянки", "Городская кадриль", "Два первомая", "Футбол", "Партизаны", "Китайский танец с лентами", "Вензеля", "Метелица", "Вива, Куба!", "Картинки прошлого", "Советские картинки", "Арагонская хота", "Дорога к танцу"...

По пути ансамбля Моисеева идут многочисленные коллективы народного танца, как в бывшем СССР, так и за рубежом. Ансамбль первым в стране прорвал "железный занавес" и выехал на гастроли в капиталистические и социалистические страны, где имел невероятный успех. Мы же, к глубокому сожалению, лишены возможности видеть теперь выступления знаменитого ансамбля даже на телеэкранах... Игорь Александрович продолжает плодотворно трудиться, в течение семи десятилетий возглавляя прославленный коллектив. Пожелаем же ему здоровья и постановки новых танцевальных сюит!

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.