Номер 36 (679), 19.09.2003

"БА! ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА"

Это ставшее крылатым восклицание Павла Фамусова так и просится на язык, когда попадаешь на выставку фоторабот Екатерины Рождественской.

До боли знакомые лица звезд отечественной (фу! не писать же СНГовской) сцены и экрана и физиономии некоторых политиков смотрят с известных картин великих живописцев, начиная от эпохи Возрождения и заканчивая импрессионистами, модернистами и соцреалистами.

И актеры, и политики (которые – те же актеры) получили уникальную возможность "сыграть" роли, наиболее точно совпадающие с их психологической сущностью.

Прозреть эту сущность и связать ее с образами, запечатленными на полотнах Мастеров, вот смысл идеи, проекта Екатерины Рождественской. И, надо сказать. в большинстве случаев ей удается, что называется, попасть в точку.

Собственно, идея не нова. Идеям вообще свойственно носиться в воздухе. Лет шесть назад в одном из салонов Гринич Виллиджа (Нью-Йоркский Монмартр) были выставлены фотоработы, (и продавались открытки с их копиями), выполненные по тому же принципу.

Рождественская использует технику фотопринта на холсте, подкрашенном красками. В ее распоряжении фотообъектив, компьютер и команда, в числе которой талантливый стилист, художник-гример Людмила Раужина. Наличие команды свидетельствует о масштабности проекта Екатерины.

Только на выставке в Одесском литературном музее экспонируется 140 работ Рождественской, и на них Людмила Гурченко, Эдита Пьеха, Инна Чурикова, Татьяна Миткова Владимир Спиваков, Ольга Кабо...

Как сказал о работах Рождественской Эльдар Рязанов (его образ Екатерина связала с Рембрандтом): "Старинные портреты оживают благодаря сходству, умело подчеркнутому с помощью грима, костюма, мимики и антуража..."

В своем высказывании замечательный комедиограф не подчеркнул еще одной, близкой ему, стороны работ Рождественской – иронии. Каким чувством юмора надо обладать, чтобы предложить, скажем, Леониду Якубовичу и Марку Розовскому увековечиться в Репинских "Запорожцах, пишущих письмо турецкому султану". Или автору "Вредных советов" Г. Остеру "сыграть" Ленина на картине Бродского. Что стоит предложение Баскову стать Наполеоном на полотне Э. Мессоньера, а М. Галкину воплотиться в "Фата" Болдини! Или увидеть ДЕЦЛа в модернистской графике Альфонса Мухи (модерн Мухи – это одно из последних увлечений Е. Рождественской). Ну и, конечно, Жириновский – Иван Грозный Васнецова. Кстати, рассказывая о своем следующем проекте, который условно назван "В глубь веков", то есть от XX века (проект "XX век" уже существует) и до каменного, Екатерина пошутила, что в образе неондертальца она видит Владимира Вольфовича.

Те, кто придут в Литмузей познакомиться с "Частной коллекцией" Е. Рождественской, убедятся, что Л. Гурченко органична танцовщицам А. Тулуз-Лотрека, Л. Ахиджакова – женщинам Пикассо, Н. Королева – нежным образам Боттичелли, А. Ширвиндт – жанровому юмору Перова. Л. Гузеева, О. Кабо и Ю. Меньшова – мягкости импрессионистов. А неожиданно лохматый А. Розенбаум вполне соответствует образу Меншикова, изображенному В. Суриковым в ссылке в Березове.

Кроме "Частной коллекции" и уже упомянутого "XX века" в веке XXI Рождественской были созданы также проекты "Реинкарнация", "Ассоциации", "Родня", "Мечты детства", "Драпировки" (в последнем проекте деятельное творческое участие принял Вячеслав Зайцев).

Елена КОЛТУНОВА.

На фото Л. БЕНДЕРСКОГО: Екатерина Рождественская, портреты Юрия Стоянова, Филиппа Киркорова, Ольги Кабо.