Номер 29 (672), 01.08.2003

А КУКЛЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Театр юного зрителя поставил кукольный спектакль. Нет, неверно! Театр Юного Зрителя поставил спектакль о куклах. Нет, тоже неверно! Театр юного зрителя поставил спектакль о свободе, о чувстве собственного достоинства, о любви, которая, как СОЛНЫШКО ВНУТРИ, согревает и делает живым того, в ком она зажглась.

Эта любовь, это СОЛНЫШКО ВНУТРИ может заставить даже куклу чувствовать боль и радость, плакать настоящими слезами и даже получать синяки от ударов дубини Арлекина. И стремиться к свободе, пусть такой дорогой ценой, как заточение в чулан. В том, что здесь сказано, нет никакого противоречия. Речь идет о свободе воли. Ведь ее лишена кукла-марионетка, которой управляет кукловод, заставляя ее действовать в рамках задуманного им сюжета. Только перерезав нити, которые в руках у кукловода, можно обрести свободу духа, но с каждой оборванной нитью все беспомощнее и беспомощнее повисает на оставшихся нитьях кукла, пока с последней не падает недвижимым комочком (после чего ее путь, как уже было сказано, в чулан).

Вот такой непростой для подростков философский сюжет заложен в пьесу "Солнышко внутри" (автор Е. Тыщук). Этот "кукольный" спектакль поставил режиссер В. Левченко.

Нужно сказать, что убедительно сыграть куклу в таком по мысли не кукольном спектакле крайне сложно. Несложно пластически изобразить куклу. Актеры воспроизводят ломанные движения кукольных персонажей очень мило и изящно. Но как быть с мимикой, когда лицо покрыто толстым слоем кукольного грима? Как быть с интонированием, если приходится говорить неестественными кукольными голосами? Самая трудная задача у Пьеро (артист С. Юрков). Он любит, страдает, рвется к свободе. И именно он загримирован так, что его лицо – это почти гипсовая маска. Однако Сергею Юркову удается убедительно сыграть всю гамму эмоций. Достигает он этого и пластически и, как это ни сложно, интонационно. В этом смысле много проще В. Швецу-Арлекину (впрочем, это в традициях итальянской комедии масок). И грим настолько не мешает, и роль его прямолинейна, как и сам образ. В. Швец достаточно убедительно играет недалекого примитивного парня.

Коломбина – Ольга Саяпина, очаровательна и изяшна, но хотелось бы, чтобы процесс зарождения в ней чувств, разгорание внутри нее солнышка проходил на большем эмоциональном накале. Чуть меньше куклы, чуть больше живого человека.

Ирине Охотниченко – Капокомике (кукле, "ведущей" спектакль) приходится "страдать" вместе со своим другом Пьеро. Зная темперамент этой актрисы, не приходится удивляться, что ей не мешает ни грим (она так же "жестоко" загримирована, как Пьеро), ни нарочитый кукольный голос. Ее Капокомика ведет за собой спектакль во всех смыслах.

Я попала на представление, когда по недоразумению, в зале сидели детки садиковского возраста. Безусловно, философский смысл пьесы до них не дошел (как и многие слова и выражения). Но яркое зрелище, декорации О. Смагиной, костюмы Е. Пинчук, движения "больших кукол", их пение и танцы так заворожили малышей, что они, не отрываясь, смотрели весь спектакль от начала и до конца.

Правда, у меня нет уверенности, что такой же успех обеспечен спектаклю у подростков. Мне кажется, что яркий видеоряд надолго их внимание не прикует, а философское содержание пьесы?.. Его трудно не разглядеть, оно подано на блюдечке. Но беда в том, что это "блюдечко" – длинные и в общем-то скучные диалоги.

Боюсь, что нынешним подросткам, воспитанным на динамичных и жестких сюжетах боевиков, несмотря на хорошее оформление спектакля и хорошую работу актеров, проблемы Пьеро, проблемы человечества остануться чужды. Солнышко на небе и Рембо на экране будут тянуть их из зрительного зала.

Возможно, идея написать на кукольном материале пьесу о свободе воли, о зарождении чувств, об очеловечении сама по себе и неплоха. Особенно если пьеса была бы написана для взрослых, со "взрослыми" острыми интересными диалогами. Но "Солнышко внутри" – пьеса, вполне соответствующая своему названию, напоминающему примитивную и неудачную попытку скучных взрослых поговорить с детьми на их языке о своих проблемах.

Е. К.