Номер 48 (638), 22.11.2002

ПОД ЗНАКОМ "МОЛОДОСТИ"

(Продолжение. Начало в №№ 44-47.)

Как это часто бывает на кинофестивалях, основные призы – "Гран-при" и Приз за лучший полнометражный фильм – достались работам, которые мало кто рассчитывал увидеть в числе триумфальных победителей. И все же, вопреки тому, что две принципиальные награды были отданы достаточно "проходным" фильмам (не лучше и не хуже других), решение жюри оказалось логичным. Уже сразу же после оглашения результатов стало ясно: в этом году позиция и аргументы фестивальных киноарбитров выявились очень четко.

Призы и дипломы XXXII Киевского международного кинофестиваля "Молодость-2002"

"Гран-при" – статуэтка "Скифский олень" и денежная премия 10000 долларов – за лучший фильм конкурсной программы получила картина "Утопия Блюз" (Швейцария), реж. Стефан Хаупт.

Приз за лучший полнометражный фильм – "Бойня" (Франция), реж. Дельфин Гляйзе. Диплом жюри – "Икотка" (Венгрия), реж. Палфи Гьоргь.

Приз за лучший короткометражный фильм – "Шел трамвай № 9" (Украина), реж. Степан Коваль. Диплом жюри – "Колодец" (Иран), реж. Байрам Фазли.

Приз за лучший студенческий фильм – "Cantando la Vida" (Германия), реж. Инес Томсен и Вольф Маркус Гоппнер. Диплом жюри – "Креветки" (Германия), реж. Петра Биондина Вольпе.

Приз лучшему молодому актеру или актрисе – Майа Новосельска (Болгария) за роль в фильме "Рапсодия в белом".

Приз жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCT – "Рапсодия в белом" (Болгария), реж. Тедди Москов.

Приз "Дон Кихот" жюри Международной федерации киноклубов – "Точка зрения" (Дания), реж. Томас Гисласон. Дипломы жюри – "Завтра день рождения" (Россия), реж. Лариса Бочарова, "Шел трамвай № 9" (Украина), реж. Степан Коваль.

Приз зрительских симпатий – "Шел трамвай № 9" (Украина).

За вклад в мировое киноискусство почетными призами кинофестиваля "Молодость" награждены Даниэль Шмид (Швейцария) и Николай Мащенко (Украина).

* * *

Судя по фильмам-победителям, шестеро членов жюри достаточно ясно и взвешенно дали понять, какие качества и отличительные особенности они сочли наиболее важными в молодом кино начала XXI века. Таковыми стали сдержанный оптимизм, уравновешенность, обращение к теме "среднестатистического героя" – обычного человека из обыденной жизни с его повседневными проблемами, земными стремлениями и маленькими радостями существования в большом (и, как правило, равнодушном) мире. Национальные особенности корейско-славянского состава жюри нынешней "Молодости" в конечном итоге взяли верх и напрямую отразились на результате. Теперь можно было соглашаться или нет по отдельным фильмам, но то, что жюри проявило профессионализм и достаточно четко сформулировало свою позицию, – сомнений нет. Именно исходя из этих же аргументов, также становилось понятно, почему неожиданно для многих в числе награжденных так и не оказалось одного фильма, который сразу же стал настоящей "бомбой" фестиваля.

Неординарные события, которые не укладываются ни в какие из существующих тенденций, а сами становятся прецедентом для их формирования, всегда вызывают самые полярные мнения. Так случилось и на "Молодости". Волей случая (а, как оказалось позже, – и подсчета голосов жюри) без наград остался фильм, который был безусловным открытием нынешнего киевского кинофестиваля. Красные глаза зрителей после сеанса и трижды звучащие аплодисменты во время финальных титров убеждали: что бы ни показывалось дальше, каким бы не оказалось решение жюри, но фестиваль "Молодость" нынешнего года запомнился прежде всего тем, что в его конкурсной программе демонстрировался ирландский фильм Кристен Шеридан "Диско-свиньи".

(Продолжение следует.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

Киев-Одесса.

На фото Алексея Садиленко: молодой украинский аниматор Степан Коваль в лучах славы на церемонии закрытия кинофестиваля "Молодость" (два приза и один диплом за фильм "Шел трамвай № 9").

На фото: автор загадочного хита фестиваля – венгерского сельского детектива "Хаккл" ("Икотка") Палфи Гьоргь в своей родной стихии во время съемок. (Диплом жюри кинофестиваля "Молодость-2002").