Номер 48 (638), 22.11.2002
(Продолжение. Начало в №№ 44-47.)
Как это часто бывает на кинофестивалях, основные призы "Гран-при" и Приз за лучший полнометражный фильм достались работам, которые мало кто рассчитывал увидеть в числе триумфальных победителей. И все же, вопреки тому, что две принципиальные награды были отданы достаточно "проходным" фильмам (не лучше и не хуже других), решение жюри оказалось логичным. Уже сразу же после оглашения результатов стало ясно: в этом году позиция и аргументы фестивальных киноарбитров выявились очень четко.
Призы и дипломы XXXII Киевского международного кинофестиваля "Молодость-2002"
"Гран-при" статуэтка "Скифский олень" и денежная премия 10000 долларов за лучший фильм конкурсной программы получила картина "Утопия Блюз" (Швейцария), реж. Стефан Хаупт.
Приз за лучший полнометражный фильм "Бойня" (Франция), реж. Дельфин Гляйзе. Диплом жюри "Икотка" (Венгрия), реж. Палфи Гьоргь.
Приз за лучший короткометражный фильм "Шел трамвай № 9" (Украина), реж. Степан Коваль. Диплом жюри "Колодец" (Иран), реж. Байрам Фазли.
Приз за лучший студенческий фильм "Cantando la Vida" (Германия), реж. Инес Томсен и Вольф Маркус Гоппнер. Диплом жюри "Креветки" (Германия), реж. Петра Биондина Вольпе.
Приз лучшему молодому актеру или актрисе Майа Новосельска (Болгария) за роль в фильме "Рапсодия в белом".
Приз жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCT "Рапсодия в белом" (Болгария), реж. Тедди Москов.
Приз "Дон Кихот" жюри Международной федерации киноклубов "Точка зрения" (Дания), реж. Томас Гисласон. Дипломы жюри "Завтра день рождения" (Россия), реж. Лариса Бочарова, "Шел трамвай № 9" (Украина), реж. Степан Коваль.
Приз зрительских симпатий "Шел трамвай № 9" (Украина).
За вклад в мировое киноискусство почетными призами кинофестиваля "Молодость" награждены Даниэль Шмид (Швейцария) и Николай Мащенко (Украина).
* * *
Судя по фильмам-победителям, шестеро членов жюри достаточно ясно и взвешенно дали понять, какие качества и отличительные особенности они сочли наиболее важными в молодом кино начала XXI века. Таковыми стали сдержанный оптимизм, уравновешенность, обращение к теме "среднестатистического героя" обычного человека из обыденной жизни с его повседневными проблемами, земными стремлениями и маленькими радостями существования в большом (и, как правило, равнодушном) мире. Национальные особенности корейско-славянского состава жюри нынешней "Молодости" в конечном итоге взяли верх и напрямую отразились на результате. Теперь можно было соглашаться или нет по отдельным фильмам, но то, что жюри проявило профессионализм и достаточно четко сформулировало свою позицию, сомнений нет. Именно исходя из этих же аргументов, также становилось понятно, почему неожиданно для многих в числе награжденных так и не оказалось одного фильма, который сразу же стал настоящей "бомбой" фестиваля.
Неординарные события, которые не укладываются ни в какие из существующих тенденций, а сами становятся прецедентом для их формирования, всегда вызывают самые полярные мнения. Так случилось и на "Молодости". Волей случая (а, как оказалось позже, и подсчета голосов жюри) без наград остался фильм, который был безусловным открытием нынешнего киевского кинофестиваля. Красные глаза зрителей после сеанса и трижды звучащие аплодисменты во время финальных титров убеждали: что бы ни показывалось дальше, каким бы не оказалось решение жюри, но фестиваль "Молодость" нынешнего года запомнился прежде всего тем, что в его конкурсной программе демонстрировался ирландский фильм Кристен Шеридан "Диско-свиньи".
(Продолжение следует.)
Олег МЕЛЬНИЧУК.
Киев-Одесса.
На фото Алексея Садиленко: молодой украинский аниматор Степан Коваль в лучах славы на церемонии закрытия кинофестиваля "Молодость" (два приза и один диплом за фильм "Шел трамвай № 9").
На фото: автор загадочного хита фестиваля венгерского сельского
детектива "Хаккл" ("Икотка") Палфи Гьоргь в своей родной стихии
во время съемок. (Диплом жюри кинофестиваля "Молодость-2002").