Номер 47 (1440), 27.12.2018
Выставка "Эксгумация. Соцреализм из собрания Одесского художественного музея" - словно машина времени, отправляющая зрителя туда, где горят мартеновские печи, пляшут между делом колхозники, рвут тельняшки в клочья революционные матросы и склоняются над книжками юные рабфаковки с аккуратно уложенными косичками.
Директор музея А. Ройтбурд на вернисаже обратил внимание собравшихся на так называемый "зал вождей" с портретами Ленина, Сталина и Кагановича, заметив, что, к сожалению или к счастью, в собрании одесского музея нет полотен классика соцреализма Герасимова, которые в народе получили название "Два вождя после дождя". Но есть авангардисты, чьи ранние опыты были подмяты идеологией, а это всегда грустно - кто знает, как бы развился, например, талант Гершенфельда без диктата социалистического реализма, то есть актуализированным и заидеологизированным традициям художников-передвижников?.. Но для музея идеология прошедших лет уже не столь важна, его задача - изучать и сохранять искусство, чему примером отреставрированные картины "Гуцульская пара" Татьяны Яблонской и "Мясо" Бориса Яковлева, которого обоснованно называют "советским Снейдерсом". (Франс Снейдерс, 1579-1657, Антверпен) - фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко).
- "Эксгумация" логически продолжает выставку "Спецфонд. 1937-1939. Репрессированное искусство" из коллекции Национального Художественного музея Украины, которая познакомила одесскую публику с искусством запрещенным, изъятым на долгие десятилетия из истории, научного оборота, экспозиций музеев, - отмечает куратор "Эксгумации" Анна Алиева. - Чем заменили его, для чего зачистили художественное пространство, что стало альтернативой репрессированному украинскому авангарду и модернизму? Так называемый "социалистический реализм" утверждается как "единственно правильное" направление. Формируется четкий канон, в котором эстетика следует за идеологией. В его основе - новый академизм, апеллирование к образцам имперского искусства, крайняя идеологизация, довлеющая литературность и дидактичность. Воскрешается некогда отмерший жанр передвижнической "тематической картины" с ее "народностью" и натуралистическим реализмом, но с подменой ее критической составляющей идеализацией действительности. Для соцреалистического искусства характерно мифотворчество, создание иллюзии "светлого будущего", которое чудесным образом наступило уже сейчас, проецирование образа "идеальной реальности" в сознание широкого зрителя. Вершиной изобразительного искусства объявляется монументальная многофигурная картина с сюжетами о встречах вождей с народом, трудовых свершениях, революционной героике, военных подвигах, колхозных праздниках и радости жизни в советской стране. В это же время в Советском Союзе проходит насильственная коллективизация, Голодомор, массовые репрессии, русификация, форсированная индустриализация и милитаризация. Эти процессы порождают новый тип человека, оторванного от земли, выдернутого с корнем из привычной среды. Социалистический реализм представляет его как здорового, красивого, вечно молодого "нового героя", воплощающего античный идеал, обретающего личное счастье через коллективные деяния, направленные на благо советской родины. И чем многочисленнее и сплоченнее коллектив, чем масштабней действие, тем выше градус этого сча стья... Многие произведения искусства той эпохи сегодня требуют реставрации. Несмотря на плачевную сохранность, мы намеренно включили их в проект "Эксгумация". Мы показываем тоталитарное искусство в состоянии полураспада. Истории известны примеры, когда искусство стояло на службе интересов власти, но никогда еще эти отношения не были столь тотальными и бескомпромиссными, как при сталинском режиме. Возможно, не все представленные на выставке работы имеют ярко выраженную художественную ценность. Но они являются артефактами эпохи, страшные уроки которой непозволительно забывать.
На фото Снежаны ПАВЛОВОЙ:
"Университетская набережная" Глеба Савинова.
Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.