Номер 43 (1483), 14.11.2019
В выставочном зале Музея современного искусства Одессы (МСИО) открылась выставка к 80-летию художника Владимира Стрельникова "Камень, который отвергли строители". По мысли автора, некогда "строителями коммунизма" было отвергнуто искусство нонконформистов как базовый материал. Впрочем, коммунизм на территории бывшего Союза так и не наступил, и не нонконформисты тому виной.
— В далеком 1959 году Стрельников показывал мне свои тушевые рисунки, — вспоминает вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. — Это были пейзажи тихих улочек. Декоративные. Изысканные. Необычайно трудоемкие. Мне казалось, что это медитация. Может быть, молитва в графике. Молчаливая, но искренняя. Володя вообще говорил в те годы мало. Молча слушал, улыбался, изредка смеялся. Но если вставит в разговор фразу, то всегда по делу, точно, иронично, порой зло. Мне казалось, что его реплик боялись. В компанию пришли Валерий Басанец, Люда Ястреб, Витя Маринюк, Валя Хрущ, Слава Сычёв... Иногда прибегал Люсик Дульфан, заходил Женя Рахманин... Первые и образовали неформальный круг, который с легкой руки Люды Ястреб, написавшей на одной из своих картин — NON — позднее назвали нонконформистами.
Во время поездок в Москву Стрельников знакомился с местными художниками. Это совпало с началом т. н. "квартирных" выставок. По признанию художника, этот опыт он перенял и привез в Одессу.
Первый его "квартирник" прошел в 1966 году, тогда же удалось продать несколько работ местным ценителям искусства. Стоили эти работы порядка 25 рублей. В Москве они ценились гораздо выше — от 200 до 400 рублей за работу, в основном, за счет того, что среди покупателей были иностранные журналисты и дипломаты.
Подобные действия очень не нравились КГБ, на художника стали "давить", чтобы он не ездил в Москву, и ввиду постоянных угроз он предпочел эмигрировать в Германию, и вот уже 40 лет живет и работает в Мюнхене.
Занятно, что последняя "разгромная" статья о Стрельникове появилась в советской печати уже во время "перестройки". Как иронически комментировал художник, он даже обрадовался, что на него обратили внимание, но "в таком свойственном Союзу анекдотическом стиле с громкими фразами: "измена Родине", "завербован Западом"".
На самом же деле его позиция заключалась в том, что если неважно кому именно интересны его работы, каких взглядов придерживается ценитель искусства. В искусстве для него всегда самым главным была свобода.
Этот дух царил на открытии выставки, где собралось много людей. Пришли и старые соратники — Валерий Басанец, Виктор Маринюк, Евгений Рахманин. Эту атмосферу праздника и для приехавшего из Германии Стрельникова, и для всех одесситов создали директор музея Семен Кантор и его сотрудники. Из частных коллекций, из музейного собрания они выбрали картины, рисунки, фотографии, документы разных периодов, чтобы показать, как в своём движении художник оставался верным самому себе, не терял лицо. Свет и ирония сопровождают его по жизни. И остаются в его работах.
Остается добавить, что в экспозиции представлены работы разных периодов из коллекции МСИО, а также предоставленные частными коллекционерами. Уникальный экспонат — каталог неофициальной выставки "Современное искусство из Украины" 1979 года (Мюнхен — Лондон — Париж — Нью-Йорк).
Экспозиция будет работать в выставочном зале МСИО до 19 января 2020 года.
Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.
Материалы полосы подготовили Татьяна ИНИНА, Виолетта СКЛЯР, Андрей ТИШКОВ.