Номер 43 (890), 16.11.2007

НЕ ПРОСТО РАДИО

Пройдет всего два года, и радиовещание в Одессе отметит 80-летие. А начиналось все в известном доме по Ришельевской, 17, где сейчас висит мемориальная доска: "У цьому будинку у 1929 роцi розпочало регулярне радiомовлення одеське державне радiо".

КОГДА ЭТО БЫЛО

"Весь дом служит микрофону. Во всех этажах, комнатах, коридорах заготовляется пища для этих маленьких ящичков, стоящих в студии на золоченых подставках. Аппетит у ящиков неуемный. Их утроба - массовое радиослушание". Так описывал будущий классик детской литературы, а тогда молодой журналист Лев Кассиль устройство первого московского радиоцентра.

Ничего подобного, кроме разве что маленьких ящичков с неуемным аппетитом на информацию, в студии на улице Ленина, 17, не было. Несколько лет назад Клавдия Феодосьевна Томилова, которая пришла 19-летней студенткой техникума связи на практику в радиоцентр, рассказывала о маленьких комнатках с допотопной аппаратурой. Никаких звукозаписывающих устройств в ту пору, разумеется, не было, все передачи шли исключительно в прямом эфире, включая трансляции каких-либо важных событий. Позднее на улице Жуковского, там, где сейчас расположен Дворец им. Леси Украинки, открыли радиотеатр. Нынче с трудом представляешь себе, как можно было делать радиопостановки с актерами, симфоническим оркестром, шумами и т.п. без записи, в прямом эфире. Какая же нужна была для этого слаженность всех участников радиоспектаклей - от актеров до шумовиков! А ведь работали, и радиоспектакли пользовались большим успехом у одесситов.

Постановки эти, к великому сожалению, не сохранились. Как не остались в записи и репортажи военных корреспондентов одесского радио, приезжавших в студию, которая находилась на Градоначальнической, прямо с передовой. Медаль "За оборону Одессы", которой наградили коллектив одесского радио, в своем роде уникальна: много ли отыщется в мире радиокомпаний, которые могут похвастать боевой наградой?!

Во время и лет двадцать после окончания Второй мировой радио было основным, самым мобильным и доступным источником информации. Не случайно еще в начале 1930-х, учитывая многочисленные просьбы, одесские власти установили в самых людных местах громкоговорители, чтобы каждый мог услышать, что происходит в мире и в его городе. Те одесситы, которые родились в 1930-40-х гг. с полным правом могут сказать, что "выросли с одесским радио". Голоса тогдашних дикторов и корреспондентов узнавали ничуть не хуже, чем нынче лица Русланы Пысанки или Аллы Мазур.

МАСТЕР РЕПОРТАЖА

Радиорепортаж - искусство сложное. Попробуйте в минуту- полторы уместить рассказ о событии, да так, чтобы у слушателя возникла иллюзия присутствия! Этим умением всегда превосходно владел Леонид Дениско, несколько десятков лет проработавший корреспондентом республиканского радио по Одесской области. Когда в начале 1980-х я начал сотрудничать с областным радио, то именно у Леонида Ивановича учился кратко и точно выражать мысль, умещая рассказ о любом событии в минимальное количество времени. На одном из мероприятий мы разговорились с Леонидом Ивановичем, который к тому времени уже ушел на пенсию, но все равно продолжал готовить передачи: что его так тянет к микрофону?

- Как сказал однажды в эфир: "Здрастуйте, люди добрi!" - улыбнулся Л. Дениско, - так и говорю по сей день. Можете считать это фанатизмом, но я настолько привык к общению с людьми и мгновенному отклику на это общение, что иного образа жизни просто не представляю. Не в обиду будь сказано газетчикам, но у них есть возможность ради нескольких строчек "трое суток не спать", мы же обязаны новость выдать в эфир как можно быстрее.

В свое время Леонид Иванович объездил практически весь бывший Союз, побывал в 18 странах мира, но не как турист, а везде носил с собою магнитофон, чтобы об увиденном и услышанном обязательно узнали радиослушатели. К счастью, сохранил он много пленок, на которых запечатлены интонации многих замечательных людей - воинов, моряков, хлеборобов, ученых, артистов. То, что вынужденно приходилось оставлять "за бортом" радиорепортажей, входило потом составной частью в книги.

ПОТОМКИ ОЦЕНЯТ, КАКИМИ МЫ БЫЛИ

С Ириной Сечковской мы начинали заниматься журналистикой одновременно и параллельно: я больше тяготел к газете, а Ирина как пришла на радио, да так и застряла там доныне. Трудно подсчитать количество программ, выпущенных ею в эфир. Но самое замечательное, что сделал И. Сечковская вместе со своей коллегой и тезкой Ириной Горбаченко, - это запись почти всех значимых музыкальных фестивалей и концертов, которые проходили в нашем городе на протяжении последних десятилетий. Фестивали "Два дня и две ночи новой музыки", концертные программы памяти Леонида Утесова, спектакли и концерты фестивалей оперной музыки, джазовые марафоны, концерты лучших исполнителей украинской эстрады, рок- программы... Право же, впору выпускать звуковую антологию музыкальной жизни нашего города. Трудно сказать, насколько понимают то, что делает И. Сечковская, современники, но потомки оценят безусловно.

"СТО НОВОСТЕЙ ОДНОГО ДНЯ"

Что меня всегда радовало на областном радио, так это всегдашняя открытость как руководства, так и сотрудников новым идеям. Далеко за примерами мне ходить не надо...

В 1995 году я придумал конкурс репортеров "Сто новостей одного дня". Суть заключалась в том, чтобы отыскать в нашем городе в течение одного дня максимальное количество интересных новостей. Обратился с предложением к тогдашнему директору Ивану Ненову. Он понял все буквально с полуслова и тут же дал согласие. Уже первая такая акция ошеломила: молодые репортеры принесли около 400 информаций, а победителем стал Борис Барабанов со 118-ю новостями. Кстати, сейчас Борис - очень успешный московский журналист. Впрочем, чтобы перечислить тех мастеров журналистики, кто прошел школу одесского областного радио, понадобится, наверное, не одна страница нашей газеты.

Сегодня на областном радио трудится в основном молодой коллектив журналистов. Пожелаем им в праздник стать такими же мастерами, как те ветераны, которые работали и продолжают трудиться в непростой профессии радиожурналиста.

Александр ГАЛЯС.