Номер 42 (1531), 17.12.2020
Как дети читают книги? Эту тему исследовала компания Info Sapiens по заказу Украинского института книги. Всего были опрошены 1800 ребят в возрасте от 6 до 17 лет. Результаты, которые представили Инна Волосевич, Анастасия Шуренкова и координатор Ирина Батуревич, оказались малоутешительными.
57 % опрошенных читают книги потому что их заставляют родители или учителя. 40 % иногда читают для удовольствия, а иногда — по принуждению, а 17 % — исключительно по принуждению. И только 39 % читают для удовольствия.
При этом чем старше возраст, тем чтение на досуге становится все менее распространенным. Хотя, если в старших те, кто окончательно не забросил это занятие, склоняются к чтению ради удовольствия. Так, среди детей 6–9 лет доля тех, кто читает для удовольствия, составляет 31 %, а вот после 14 лет она превышает половину. Как считают исследователи, в среднем и старшем возрасте среди детей уже выделяются любители книг. Те, которые любят читать осознанно, получают от этого удовольствие, знают, где и как искать те книги, которые интересны именно для них.
Основным побудительным мотивом прочесть книгу является положительный отзыв от взрослых или ровесников. Хотя во время проведения фокус-групп дети жаловались, что родители покупают им книги без учета их вкусов. И такой подход приводит к тому, что рекомендации взрослых становятся барьером.
Исследование показало, что в целом дети чаще обсуждают прочитанные книги, чем взрослые: 76 % детей-читателей отметили, что имеют опыт обсуждения: 47 % — с семьей, 28 % — с друзьями, но только 6 % обсуждают книги в соцсетях.
Барьером чтения для детей является отсутствие алгоритма выбора, ранжирования книг, принятия решения, что понравится, а что — нет. У ребят мало опыта чтения "для себя", также отсутствуют доступные рекомендательные сервисы. Поскольку книга, в отличие от социальных сетей, требует большего количества времени и усилий, чтобы понять, нравится она тебе или нет, то дети остро переживают разочарование и жалеют о потерянном времени, а также о деньгах, если книга была куплена.
Ну а главный барьер при чтении для школьников любого возраста — это скука. В частности, младшие школьники говорят об этом наиболее искренне и откровенно. Среди детей младшего возраста даже те, которые декларируют любовь к чтению, говорят, что читать им скучно. Они не отрицают, что существуют интересные книги, но "эту книгу еще надо найти". Основной конкурент книги — это смартфон, поэтому по собственной воле дети готовы взяться за чтение, только если смартфон недоступен.
Как показал опрос, младшим детям важно, чтобы для чтения были созданы определенные условия, прежде всего — тишина и покой. Ведь чтение — это определенная работа, поэтому и условия должны быть соответствующие, чтобы ничего не отвлекало. Дети не нуждаются в особой тишине и покое для чтения, просто надо минимизировать отвлекающие факторы. Если ничто не отвлекает, то ребятам любого возраста больше нравится читать печатную книгу, а не электронную. Электронные книги широко распространены уже в средней школе, для их прочтения старшие дети используют преимущественно смартфоны, а тут отвлечение становится неотвратимым: на смартфон приходят сообщения из приложений, в мессенджеры пишут друзья и тому подобное. Кстати, некоторым стимулом для чтения бумажных книг является опасение испортить зрение гаджетами — об этом говорят многие дети, правда, как полагают исследователи, они явно пересказывают слова взрослых.
В основном дети читают дома (92 %) или в школе (35 %). Доля детей, читающих в других обстоятельствах, незначительна. Младшие дети единодушно признают, что читать надо, чтобы "стать умным" и "узнать много интересного" (явно с голоса родителей или учителей). Сравнивая же смартфон и книгу, такие ребята утверждают, что по объему информации смартфон выигрывает. Что понятно, поскольку в младшем возрасте преимущественно читают короткие истории и сказки.
С другой стороны, ребята подчеркивают, что в книге история рассказывается более подробно, чем в мультфильме или кино по тому же сюжету, но это может как привлекать к чтению, так и стать бартером. Удовольствие от чтения некоторые дети получают, когда интрига сохраняется до конца сюжета, "быстрые" медиа такую опцию не предлагают.
"Впрочем, и удовольствие от работы воображения, и от интриги возможно лишь тогда, когда ребенок (любого возраста) полностью понимает прочитанное. А с этим проблемы возникают даже у старшеклассников. Также для русскоязычных детей проблемой могут стать архаизмы или полонизмы и другие заимствованные слова в книгах на украинском языке", — говорят авторы исследования.