Номер 42 (938), 7.11.2008
Я с большим удовольствием прочла о прекрасном проекте "Samsung навстречу знаниям 2008". И вот какие мысли возникли по этому поводу.
Оговорюсь сразу: в этой статье речь идет о городских школах. Сельские - разговор отдельный, их работа знакома мне хуже. А вот что касается одесских школ, то физически количество "железа" в них уже довольно значительное, а вот по существу вопроса - "воз и ныне там". Есть энтузиаст, как правило, самоучка, ночующий и днюющий в школе - есть толк, а не случись такового "сумасшедшего" - увы, будет как всегда. Мультимедийные доски и ноутбуки впридачу - замечательный проект, просто идея супер-класса. Школам, да и еще и бесплатно... НО!
Это ж кино - тут что-то делать нужно.
Давайте разберемся по сути и рискнем нарисовать некую идеальную картину.
Есть помещение, оборудование и специалисты. У специалистов есть не только формальные навыки, но и умение ими делиться, строить проекты, придумывать, как применить общую программу к конкретным условиям места и человека (уровню учеников). А также есть отдельный специалист (хоть свой, хоть "приходящий"), который будет содержать "железо" в рабочем состоянии. Но и это еще не все. В нашем случае нужны минимум два совершенно особых качества - педагогические и социотехнические. В противном случае детям может стать неинтересно, либо они, быстро обойдя учителя, будут делать с компьютером и в Сети скорее, то, что им интересно, а не полезно.
Теперь о загрузке, то бишь, о компьютерном времени. Даже если разбить учебный день на 6-8 учебных часов, да умножить на 6-12 рабочих мест - получаем 36-96 человеко-часов. За учебную неделю это составит примерно 400 часов в самом лучшем варианте. В школе, как правило, учеников либо несколько больше, либо намного больше. Специалистов, занимающихся сугубо организацией процессов, происходящих в таком компьютерном классе, нужно не меньше двух "с половиной" - два преподавателя, причем очень стойких, плюс "технарь", которого не нужно в случае поломки или сбоя ждать по нескольку дней. Еще не забудем о техперсонале, ибо пыль - главный враг компьютера, но и техничка с мокрой тряпкой и вездесущей шваброй - тоже враг шнуров и блоков питания. А современный пылесос в школе, я думаю, явление боле редкое, чем даже мультимедийная доска.
Кстати, о досках.
К доске прилагаются уроки. А их либо нужно разрабатывать, либо до-рабатывать. То есть нужен методист. В России уже давно введена должность заместителя директора по новым технологиям (ниша для того, кто знает толк в проектах, дистанционных олимпиадах и так далее).
Вот теперь, наверное, почти все. Но заиграет оркестр более или менее сносно только в том случае, если есть сыгранность и дирижер. Вероятность этого, увы, совсем невелика, особенно для "обычных", т. е. неспециализированных школ.
Теперь "по жанру" полагается ответить на вопрос: "Что делать?". И тут самое время вспомнить о таком замечательном явлении, как система внешкольного образования.
Вот если здесь пофантазировать, то получатся другие цифры и другие результаты.
Во-первых, кадры. В отличие от массовой школьной системы, "внешкольники" уже, так сказать, прошли свой тест и на любовь к профессии, и на умении заинтересовать детей, которые к ним на занятия приходят по желанию, а не по расписанию. Помещения (худо-бедно) есть, либо можно воспользоваться школьным кабинетом, оформив соответствующий договор.
Внешкольный специалист либо уже готов к работе в этом направлении (там люди, как правило, умеют повышать квалификацию), либо их проще послать на курсы, ибо здесь нагрузка не так жестко привязана к урокам.
Но главное: здесь нет пресловутой классно-урочной системы, и ничего не стоит организовать поточное обучение (поток - это такая педтехнология, а не ряд учеников, заходящих по очереди на урок).
В случае "внеклассного" и внешкольного компьютерного класса проще "стерпеть" вундеркиндов, для которых, собственно, и нужна, прежде всего, компьютеризация. Они могут тут проводить хоть все свое свободное время - делая уроки, печатая рефераты, ища нужное в интернете, играя в полезные игры, а главное - создавая ту атмосферу, которая просветит и разовьет остальных - "простых" учеников. Уже давно подтверждено статистикой, что один талантливый педагог и кучка "вундеркиндов" повышают успеваемость, а также реальные знания и умения основной массы учеников.
Есть и еще одна особенность "свободного" кабинета - у его завсегдатаев, да и у самого преподавателя, непременно есть друзья, работающие в этой же области. А это потенциальные волонтеры, которые и пылесос притащат, и детям о новинках "харда и софта" расскажут, и мышки с клавиатурой протрут, а то и новые принесут.
В общем, я за то, чтобы всячески развивать вместе со школьной и внешкольную систему, сохранившую традиции лучшего в советской практической педагогике - это Дома творчества, Центры детей и юношества, Станции юных техников и натуралистов, туристов и т. п. В России, кстати, давно уже центр тяжести организации дистанционных проектов и конкурсов переместился в такие вот внешкольные центры.
А кроме всего сказанного, можно вести речь и о таком моменте: компьютерные группы или центры, действующие в системе внешкольного воспитания, - уникальная возможность отвлечь от улицы т. н. "трудных" подростков - было бы кому организовать для них соответствующую среду.
Раиса КРАЕВА,
социальный педагог,
лауреат
международного педагогического конкурса.