Номер 41 (888), 02.11.2007
ЧТО ПРАЗДНУЕМ, ГОСПОДА?
- Кому можно здесь статью передать в газету?
У дверей кабинета неуверенно топтались два парня. Я пробежала глазами сложенный вдвое тетрадный лист.
"Здравствуйте, дорогая редакция. Пишут вам двое молодых людей, которым не все равно, что происходит в обществе и что будет происходить в нем дальше. И особенно нас беспокоит отношение к нашей с вами истории великих побед и разочарований. Сейчас очень модно бросать в адрес большевиков всяческие нелестные слова и обвинения. В адрес людей, которые шли на смерть ради справедливого будущего. Но ведь благодаря этим людям мы с вами дышим и живем более или менее свободно. К большому сожалению, нынешняя молодежь, воспитанная на чуждой нам заграничной культуре, не в состоянии понять и оценить те масштабы идей, которые двигали тогда народом. Он, народ, измученный войной, социальной несправедливостью и просто желанием лучше жить, брал Зимний дворец, где засело Временное правительство, ради нас с вами.
Сегодня мы в какой-то мере повторяем то, что было тогда - та же "разруха в головах", а не на улице, и только мы виноваты в происходящем. Так будем же благоразумны, не позволим нашим детям учить лживую историю, оскверняющую память безымянных героев и выдающуюся личность Ленина, чьи мечты воплотились на короткое время, дали нам великих людей Земли.
С большим уважением к Великому Октябрю...".
А вот подписаться полным именем молодые люди не захотели. "Если будете печатать, назовите нас, пожалуйста, Гоша и Фома", - попросили они. "Почему?"- удивилась я не столько выбранным псевдонимам, сколько их несоответствию серьезности темы и, если можно так выразится, интеллигентности изложения: молодежь нынче говорит совсем по-другому. Ответ удивил еще больше: речь шла, оказывается, не о стеснительности, не о желании оградить себя от насмешек сокурсников - курсантов, будущих моряков.
- Да, это маска, но мы таким образом хотим оградить себя от всего, что наслоил на наши личности социум, - сказал тот, кто назвал себя Фомой. - Вы сказали - Фома Неверующий? Я как-то не подумал об этом. Просто пришло в голову такое имя. Но мы действительно так думаем, как написали.
И мне снова подумалось, как причудливо отражает язык изменения, которые происходят в жизни: "наслоил", "социум", "личности"... И тут же - гениальная простота: "мы так думаем".
- А почему ты так к Октябрю относишься? Ты свою родословную знаешь? В ней многие секреты кроются.
- Знаю, что у моих прабабушки и прадедушки до революции был дом, который большевики забрали. Но потом я думал... Это было справедливо, была борьба за справедливость...
СПРАВЕДЛИВОСТЬ...
Есть ли она вообще, общая, универсальная - или только "с заданной точки зрения"? Октябрьская "Великая социалистическая" в короткое время превратилась в "переворот"; нынешние учителя истории, дети застойных лет, уже в своем школьном детстве не верили в ее величие. Не о них ли писал поэт: "Мы дети страшных лет России"? Не они ли приветствовали "ветер перемен"? И вот - новое поколение, которое верит по-настоящему в величие взятия Зимнего - даже вопреки тому, чему учили в школе! Интересно было на этом фоне узнать, что знают вообще современные школьники о тех событиях 90-летней давности.
ПРО ПИСАТЕЛЯ ЛЕНИНА И ПРО ИЛЬЮ ПРОРОКА
"Пушкин был революционером. Он писал: "Октябрь уж наступил"...
Этот анекдот, не такой уж и старый, понятен далеко не всем нынешним молодым. О какой революции речь? Из песни они знают, что есть "секшн революшн"... Про какую-то "октябрьскую" что-то слышали... Нет, ничего не слышали. И вообще, кто такой Пушкин?
Это не шутки и не приколы. Это реальные ответы. Если не половина, то третья часть точно.
Обсудили письмо в редакцию и на занятии кружка "Культура речи и общения" лицея № 53.
- Об Октябрьской революции мне известно не так уж много, - говорит Валерия Козаченко. - Произошла в 1917 году. Могу сказать, что она принесла много плохого. Уж больно радикально все произошло. Многие люди остались без крова. Богачей и вообще тех, кто относился к так называемой буржуазии, убивали. Я считаю, что революцию устроили недруги Российской Империи, ибо разваленную страну завоевать гораздо легче, чем Великую империю. Ленин жестко обращался с буржуазией, но он сумел предотвратить завоевание России.
- При царской власти людям жилось очень бедно, они собрались и пошли на царя и его приближенных войной, - делится известной ей информацией Настя Воловая. - Они победили, забрали у богатых землю и начали организовывать колхозы. С этого и началась советская власть. Постепенно жизнь бедных людей улучшалась. Каждый год 7 ноября народ праздновал победу в Октябрьской революции, и так длилось 70 лет.
- Возглавлял и организовывал революцию Ленин, его называли вождем, - добавили к общим сведениям Лиза Лукьянова и Валерия Зубенко.
- А сейчас его называют тираном...
- А властитель, вождь не может не быть тираном.
- Вы так думаете? У Ленина были хорошие планы. Он хотел, чтобы те, кто был бедным, могли учиться бесплатно и хорошо жить. А тираном был потом Сталин. Он стал вождем, когда Ленин умер.
Андрей Павлюченко осветил еще одну сторону этого непростого исторического вопроса:
- О том, что было во время Октябрьской революции, мое поколение знает очень мало. Знаю, что вспыхнула она во время. Первой мировой войны. Русские разделились на белых и красных. А в Украине на Гуляй-поле Махно возглавил движение анархистов.
Так, "с миру по нитке", набросали учащиеся историческую картинку из жизни начала прошлого века. И хорошо: как бы ни относилась к октябрьским событиям современная школьная программа, история остается историей. Просто нам пока трудно не давать оценок - "тиран", "хорошо", "плохо". Слишком еще все "близко", мы сами еще живем в атмосфере "перестроечной" революции. "Большое видится на расстоянье", - писал Есенин в 1924 году, - через семь лет после того, как чуть-чуть остыло революционное пекло. А Блоку, автору знаменитых "Двенадцати" (программного советского поэтического произведения, столь же малоизвестного современным юным, как и словосочетание "Великий октябрь"), вообще после этой поэмы некоторые знакомые перестали подавать руку. За что? За то, что сквозь анархический хаос и беспредел любого безвластия - спутника любой революции - он романтизировал события октября до библейских образов, увидел в них то, что увидели юные авторы XXI века, которые принесли упомянутое письмо в редакцию?
Сегодня, как и тогда, мало кому удается быть сторонним наблюдателем происходящего. Надо снова быть "за белых или за красных", только цвета поменялись. Если ты нейтральный, значит - враг и тех, и других. Тоже вопрос очень тонкий. Нейтральный - это не значит равнодушный. Это тот, кто за "общечеловеческое", без цветов и без партий. Тот, кто не боится говорить детям правду, не окрашивая ее ни в какую идеологию: пусть разберутся сами, не такие они у нас глупые, как мы порой думаем. И если на вопрос, кто такой Ленин, пятиклассник мне отвечает - "писатель", то это не так уж плохо: значит, ребенок знает, кто такие писатели, значит, он книжки читает, а это сейчас редко! Я ведь проводила всего лишь социальный опрос, а не урок. Хуже другие примеры. Одна учительница сказала маленькому человеку, что название города Ильичевска произошло... от имени Ильи Пророка! "Почему Ильичевск так называется?" - спросила я, узнав об этом факте, другого маленького человечка. Шестиклассница отреагировала "логически": "Илья Муромец?".
А говорили, что Владимир Ильич "живее всех живых"!..
Подготовила Ирина ЮРИНА.