Номер 40 (630), 27.09.2002
К 26 СЕНТЯБРЯ ОТКРЫТИЮ СЕЗОНА
Высокое это ИСКУССТВО. Низкое это деньги. К сожалению, первому без второго трудно, практически невозможно обойтись. "Не продается вдохновенье!.." Но "рукопись" не только можно, но и нужно продать, точнее, издать... А что уж говорить о тех видах искусства, которые изначально требуют денег для своего воплощения.
Знаете ли вы, сколько стоит в среднем постановка спектакля в Театре музкомедии? Не знаете. 80 тысяч гривен! Это без зарплаты актеров и вспомогательного персонала, без гонорара приглашенному режиссеру. А если еще надо платить автору? А костюмы ветшают, аппаратура устаревает. Только на то, чтобы обновить звуковую аппаратуру, установить современную, улучшив качество звучания, требуется 250 тысяч грн. Обо всем этом шел разговор с директором Одесского театра музкомедии Еленой Редько. И о том, что в театре зимой за время спектакля у зрителей замерзали до нечувствительности ноги, и шел пар изо рта, что, слава Богу, сейчас в театре оборудуется автономное газовое отопление; и что дважды-трижды, слава Богу, благодаря губернатору артисты получили 50 % надбавку к своей нищенской зарплате. Да, вдохновенье с полным желудком не в ладах, так считалось издавна. Возможно, когда речь идет о поэтах, это так. Но голодные обмороки балерин говорят о том, что это высказывание не универсальное. Так что искусство требует не только жертв, но и денег. Это хорошо понимают учредители благотворительного фонда "Оперетта-Одесса", поставившего перед собой цель "объединить интеллектуальные, финансовые и технические усилия для наиболее полной реализации творческого потенциала Одесского театра музыкальной комедии им. М. Водяного". Фонд ждет меценатов, ждет тех, кто пожелает связать свое имя с искусством. В уставную деятельность фонда входят мероприятия, связанные не только с творческими вопросами, но и помощь артистам и другим работникам театра, в том числе и пенсионерам.
Но не следует думать, что разговор в директорском кабинете вертелся только вокруг денег. Речь шла и о прошедшем юбилейном 55-м сезоне, и о грядущем юбилейном 50-м сезоне. Никакой путаницы в арифметике здесь нет. Просто 56-й год жизни театра совпадает с 50-летием его обоснования в Одессе. В свое время одесситы заплатили высокую цену за театр музкомедии. Нет, здесь речь уже не о деньгах. За оперетту Одесса заплатила Львову замечательным и любимым театром Красной Армии с блестящей труппой. Но это было давно, полвека назад. Театр, приобретенный "по бартеру", стал нашей Одесской опереттой и прославился именно как Одесская оперетта.
Ушли постепенно корифеи, партнеры блистательной Евгении Дембской. Но театр все еще ставит "БАЛ В ЧЕСТЬ КОРОЛЯ".
Прошлый 55-й сезон был длинным 13,5 месяца. За этот сезон было сделано немало: три премьеры, даже четыре, если считать капитальное возобновление "Королевы чардаша". Это далеко не бесспорный, но пользующийся успех у зрителей, спектакль "Жюстина Фавар" Оффенбаха, это милый детский спектакль "Гадкий утенок" и, наконец, это хит сезона рок-опера "Ромео и Джульетта". Слово хит выбрано не совсем удачно, так как от него отдает однодневкой (односезоньем). В то время как эта работа театра весьма и весьма значительная. Это первая рок-опера в независимой Украине, да еще с превосходной, современной, своеобразной музыкой нашего одесского композитора Е. Лапейко. С оригинальным прочтением и постановкой режиссера и хореографа Г. Ковтуна (заслуженного деятеля искусств России, но все равно одессита). И сценография С. Зайцева, и костюмы Н. Гуцу, и актерский ансамбль, в котором юных героев играют их ровесники, все говорит о том, что и в новом сезоне спектакль будет пользоваться успехом. А если будут деньги, снова деньги (!), то спектакль пройдет искус у киевской и петербургской публики.
А что же планируется на новый сезон? Для детей изначально планировалась "Пеппи Длинный чулок". Но это дорогостоящий спектакль, от него пришлось отказаться. Будут искать что-нибудь попроще в постановке.
Сейчас театр работает над музыкальной версией пьесы Демануа "Дон Сезар де Базан". Да, неунывающий выдумщик, балагур и весельчак Сезар появится на одесской сцене. Музыку к спектаклю написал одессит Евгений Ульяновский. Музыкальное решение спектакля современные мелодии, но в стиле слоу-фокса. Это не уникальный случай перехода от драмы к мюзиклу (вспомните "Пигмалион"), но в музыкальном и драматургическом решении есть и ноу хау. В спектакле много брейк-данса (это музыкальное шоу с ярким видеорядом). Дирижер-постановщик Аркадий Певцов пошел по пути использования приема так называемого дабл-трек одновременного звучания живого оркестра и фонограммы.
В режиссерском решении постановщика спектакля заслуженного деятеля искусств России Владимира Подгородинского (еще один одессит, приглашенный на спектакль) тоже просматривается микст смешение времен: если дон Сезар это обобщенный герой эпохи Возрождения, то Король представитель Средневековья.
А вообще, говорит В. Подгородинский, мы в своем спектакле хотели рассказать несерьезно о серьезном. Что получится, увидим на премьере в конце октября.
Елена КОЛТУНОВА.