Номер 38 (934), 10.10.2008
Поэтов не часто балуют фестивалями и конкурсами. Поэтому стоит только подать клич, как тут же собираются трубадуры в надежде на признание таланта. Фестиваль "Болдинская осень в Одессе", приехавший из Британии, стал таким местом. И только окунувшись в гущу событий этого фестиваля, можно судить о его сущности и полезности.
"ЗАКАТАЛО КАТКОМ" КРИТИКЕССУ
Первым было слово. Газеты и телевидение единогласно протрубили о начале сбора рукописей с конкурсным стихотворением "Но поздно. Тихо. Спит Одесса". Первая пресс- конференция взбудоражила умы и заставила задуматься творческий народ. Посостязаться в конкурсе, да еще заработать - почему бы не рискнуть. Однако в первые месяцы рукописей на суд оргкомитета поступило крайне мало. Назначенная негласным критиком белорусская "писательница" Елена-Милена взывала к одесситам: где вы, поэты? На что невозмутимый организатор Олег Борушко отвечал: "Все еще впереди". И был прав. Милену закатало катком обрушившихся рифм всех известных и неизвестных литераторов. Основная масса, как и предполагалось, была откровенной графоманией.
Все же белорусская "писательница" безошибочно указала поэтов-финалистов, совпав во мнении с Олегом Борушко. В последний момент едва успели включить Юлю Мельник, несмотря на то, что она два раза отсылала стихи. В финал вышли 15 поэтов. Кстати, критика Милены помогла мне войти в список финалистов. Отправив первые 10 стихотворений, я получила едкое замечание, хотя несколько произведений уже были опубликованы в московских изданиях.
"Тогда вот вам еще", - разозлилась я и послала десяток стихов для детей, но уже под псевдонимом. Эти "шедевры" уже пришлись по вкусу редколлегии, назвавшей меня "поэтом превращений". Впрочем, я не сопротивлялась. К тому же мои работы прошли в финал конкурса фотохудожников.
Тем временем на сайте фестиваля разыгралась ожесточенная дискуссия, где Милена назвала руководителя клуба "Итака", почтенного Илью Рейдермана, "пылким юношей с бурными фантазиями". Говорят, он обрадовался такому образу, ведь это значит, что душа не подвластна времени и все так же молода. А все, кто его знал, яро встали на защиту.
Отличился еще один поэт, написав 220 стихотворений с первой строкой "Но поздно. Тихо. Спит Одесса", он опубликовал их в книге. Однако в финал не прошел. Но всем запомнился! Книги раздавали в типографии всем желающим. Кажется, раздают до сих пор.
БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ ДЛЯ ПУБЛИКИ
Фестиваль "Болдинская осень в Одессе" стартовал с открытия фотовыставки.
- Что лучше - писать фамилии фотохудожников или ставить цифры под работами? - раздумывала организатор Ольга. Было решено оставить фото анонимными, чтобы публика выбирали лучшие снимки, а не фотохудожников.
Голосование начали журналисты. Продолжили посетители художественной галереи на Екатерининской, 18. А закончили зрители поэтического турнира в Воронцовском дворце. Фото ставили по порядку, присваивая номера. Олег Борушко переживал, не обидятся ли художники, что их картины расположены выше или ниже взгляда посетителей - самое выгодное место. Мои работы были ниже и в углу. Но, как говорится, шедевр не проглядишь.
НА ФОНЕ КЛАССИКА
И вот начался поэтический марафон. По Приморскому бульвару прошли барабанщицы, открыв парад рифм.
- Пойдем отсюда, здесь будет неинтересно, - тянул папа малыша за руку, заглядевшегося на выступающего дядю, - они стихи читают.
Публику составляли по преимуществу "короли" Лондонских поэтических турниров, приехавшие из 15 стран, поэты- одесситы, бабушки, бегающие по бесплатным мероприятиям, и случайные прохожие. Плюс журналисты. И все же интерес у публики был. Люди останавливались, слушали. Немного бы больше декламации, ярких строф, способных поразить прохожего. Больше эмоций, телодвижений. Ведь чтобы подать себя публике, надо постараться. А чтобы написать гениальное, с этим надо родиться!
- Наши лучше, - заметил пожилой одессит, - вслушиваясь в слова немецкого писателя - И за что их "королями" выбирали?!
Но Пушкину пришлось выслушать всех.
ВО ДВОРЦЕ СРЫВАЛИ ШТОРЫ
Перед поэтическим турниром меня почему-то стало трясти. Сколько приходилось выступать перед зрителями в школах, библиотеках, залах, а тут прорвало. Впрочем, и других участников перед выходом на сцену тоже типало.
А в зале горячилась публика. От волнения наступили на штору, запутались в ней и сорвали. Портьеру пришлось вынести. Сотрудники Воронцовского дворца испугались за имущество. И убрали лестницу, чтобы кто-нибудь ее не обрушил на противников. Ведь в зале собрались близкие и родственники выступающих поэтов. Каждый привел, сколько смог, чтобы за него проголосовали Поболеть за поэтов собрались их жены, мужья, подруги, друзья, однокурсники и сотрудники. Зал был полон. Кому не хватило места, стояли. В первых рядах сидели поэты зарубежья, отмечая в бюллетенях призовые места.
- Хорошие стихи, - отметил Андрей Галамага из Словении, услышав Анну Божко, - только читает плохо. Все впечатление смазывает. И эта девочка - ничего, - указал на Юлю Мельник.
НИКТО НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ ВТОРЫМ
Александр Леонтьев от волнения начинал несколько раз. Но публика поддержала его аплодисментами. Благо в зале была жена, которая вдохновила его на конкурс.
- Сейчас для жюри очень сложная работа, - шепнул мне поэт, пожелавший остаться инкогнито. - Каждый по-своему одарен. И выбрать из них под силу только Борушко. Но он вызывает огонь на себя. А потом получает долгожданный скандал. Отличный пиар для шоу. Ведь судят все по-своему. И амбиций будет море.
Победителям первого тура были вручены грамоты и книги. Их вывели в "лучшие стихотворцы Одессы". Зато финал был весьма неожиданным. Те, кто у нас "на свету", остались "в тени". А жюри по вкусу пришлись строки Евгении Краснояровой:
Но булыжит гроза и мается,
оком выколотым вопя,
бомж-фонарь, и дворняга-пьяница
гложет лета хребет. Скрипят
кровли, железною згой груженые,
двор басовым скрипит ключом...
Мышцы улиц спят, сраженные
Церебральным параличом.
Как говорят, на вкус и цвет товарищей нет. Философская образность резких сравнений режет острее мелодичных эпитетов. Евгения и стала "королевой поэтов" Одессы образца 2008 года
- А я бы дал премию Елене Тищенко, - вздохнул член жюри Дмитрий Дибров, - но все решается коллегиально.
- Для принятия решения мы посчитали голоса в бюллетенях, составили сводный протокол, - рассказывает организатор Ольга, - и, учитывая мнение жюри, вывели призеров.
Вторую и третью премию получили Леонид Якубовский и Валерий Сухарев. А приз "зрительских симпатий" завоевал Андрей Леонтьев. Воистину, мнения и оценки неисповедимы.
Среди "королей" британских турниров первое место увез в Испанию Павел Лукьянов, второе - Фридман Гай (Израиль) и третье - Наталья Резник (США). Приз имени Риммы Казаковой за лучшее стихотворение о любви дали Брифу Михаилу (США).
Сражались за первенство и одесские дети. Призерами стали Анна Новицкая, Дарья Вержбовская, Влада Литвинеко. А среди фотохудожников премии за лучшие работы получили Ангелина Тарасенко, Борис Бухман и ваша покорная слуга...
Инна ИЩУК.