Номер 37 (884), 05.10.2007

ШКОЛА ЕГО СУДЬБЫ

"...Пусть посмотрит, все ли еще служит старый наш учитель или нет?" - вспомнилась при нашей встрече старая хорошая песня.

"Служу", - улыбнулся Борис Павлович Рудой, педагог, посвятивший детям ровно полжизни.

Тридцать пять лет из своих семидесяти приходит он каждое рабочее утро к одному и тому же зданию - лицею № 53, расположенному на его родной улице Генерала Петрова. "Улица моей судьбы" - так назвал Борис Павлович один из своих газетных очерков. Да и школу эту он строил 35 лет назад своими руками.

Ему досталось жестокое военное детство и ранняя сиротская доля. Отец погиб на войне. В десять лет, когда не стало и мамы, мальчика определили в детский дом. Навсегда запомнил Борис Павлович голодный сорок седьмой. Мальчишки, его ровесники, собирали уцелевшие колоски на пустом поле, и один парень подорвался на мине... Не такие впечатления хотелось бы вынести из детства, но время не спрашивало. Тот эпизод остался в памяти впечатлительного Бориса щемящим душу стихотворением "Колосок 47-го".

Много еще будет потом стихов у Бориса Павловича, немало из них опубликовано, еще больше - подарено тем, кто шел рядом с ним по жизни. И сейчас каждый год при посвящении в лицеисты восьмиклассники родного учебного заведения исполняют лицейский гимн, написанный на его слова.

Да, время его детства и послевоенной юности было жестоким и жестким. Борис Павлович "выводил себя в люди" сам: подгонять, заставлять, контролировать было некому. "Я заставил себя окончить вечернюю школу", "заставил себя поступить...", - говорит он, вспоминая те далекие годы.

По специальности он филолог и историк. В 1970-х, когда школа под номером 53 была построена, Борис Павлович мог начать работать в ней и по специальности. Но тогдашний директор сказал ему с горьким юмором: "Филологов нынче много, брось наугад палку на Дерибасовской и обязательно попадешь в филолога. А мне, Борис, нужен учитель труда. Кто будет учить ребят плотничать и столярничать?". Борис Павлович к тому времени уже не "заставлял себя", а выбирал. Обработать кусок бревна или бруса умел не хуже, чем оперировать именами и датами, а столярное дело было его первой рабочей профессией. Не особенно долго раздумывая, он стал на несколько лет учителем трудового обучения.

Чтоб обтесать в четыре канта
Хотя б пустяшное бревно,
Уменья мало и таланта:
От Бога что-то быть должно, -

напишет позднее в стихотворении "Люблю я плотничьи работы"... "В них есть от предков наших что-то", - загадочно улыбается Борис Павлович, декламируя свои строки. И понимаешь, что ему ведомо нечто большее, чем сведения, о которых можно прочесть в учебниках...

В филологи Борис Павлович все же вернулся - на двадцать пять долгих лет. На уроках истории или литературы рассказывал о царственном Петре Первом не только как государственном деятеле и реформаторе, но и как о искусном плотнике, способном вытесать из бревна шар почти идеальной формы. Не зря ведь российский государь у голландцев учился, да и легендарная фраза - "окно в Европу прорубил" - звучит как-то, заметьте, в лучшем смысле "по-плотницки". Именно такие живые рассказы, как известно, особенно ценят дети.

Сколько их прошло через его руки? Разве кто-то из учителей сосчитает своих питомцев. Да и арифметика в труде педагога особая - ученики ведь совсем не похожи на обработанные станком детали. Порою изваять из их душ одну личность куда труднее, чем обтесать кое-как несколько десятков бездельников.

Учителей с большим стажем сегодня нередко спрашивают: чем отличаются ученики прошлых лет от нынешних школьников? Борис Павлович отвечает на этот вопрос не сразу.

- Конечно, современные дети более раскованны и свободны, чем были их ровесники лет двадцать-тридцать назад. Нет сейчас той заорганизованности, которая отличала советскую школу, и это хорошо. Но в то же время осталось в прошлом и много полезного, чего сейчас не хватает детям. Просто во все времена есть те, кто стремится к знанию, к открытию, творчеству, и те, кто к этому равнодушен, и тут уже все зависит от мастерства учителя, от его умения найти ключик к каждому детскому сердцу. Но вот чего я действительно не пойму - так это зачем нужны, например, такие формы учебных пособий, как "Решебник без проблем", который отучает детей мыслить, ощущать радость от найденного решения, творчески подходить к заданиям и вопросам? Такие книги, по моему, не способствуют развитию личности.

А что же способствует?

- Вдумчивый подход к любой теме. И меня радует, что на уроках я это иногда наблюдаю. Учитель должен быть готов к любому нестандартному обороту мысли ребенка, и я думаю, что это не должно никого пугать. У Константина Симонова, например, есть такие строки: "Пойдешь по такой тропинке, где никто не ходил". Так вот, один ученик меня спрашивает: какая же может быть тропинка, если не ходил никто? Справедливое замечание, ведь так? Рассказываешь об образности, о поэтических приемах, но это живой диалог - самое ценное в общении ученика и учителя. В другой раз особенно проницательные к Некрасову присмотрелись: "Изо дня в день налегая старательно... ржавой лопатой мерзлую землю долбит". А почему, спрашивают, лопата ржавая, если ею "изо дня в день" орудуют - значит, плохо работают, иначе бы уже блестела, как новенькая! Детали, казалось бы, но они говорят о том, что мысль у человека работает. Пусть и уводит порой по пути ложному, но работает! Такой и из "Решебника" не спишет бездумно все, что там предлагается, - он автоматически будет анализировать списываемое, а это главное.

Сегодня в педагогике усиленно ведутся поиски новых форм. Время бешено мчится, информация удваивается с каждым годом. "Дело не в количестве знаний, а в механизме мышления", - убеждают новаторы-теоретики. А практики приходят каждый день на уроки, учат детей уму-разуму и, конечно же, учатся у детей. Во взаимосвязи этих процессов и заключается секрет молодости и активности педагогов почтенных лет, работающих в лицее, - Бориса Павловича Рудого и Владимира Степановича Высокогляда, много лет возглавлявшего это учебное заведение, - человека не менее удивительной и сложной судьбы, о котором наша газета уже рассказывала. И не случайно: ведь эти люди - "живые учебники", по которым можно учиться жить, особенно в такое непростое время, как наше: ведь только они могут сохранить связь времен, необходимую для того, чтобы достойно войти в будущее.

- Когда ученики тебя помнят, благодарят, поздравляют - это самая высшая награда, - говорит учитель. - Вот, например, Ариадна Мищук, поступившая на факультет романо- германской филологии, подарила мне сувенир - подковку на счастье.

Много цветов подарили Борису Павловичу в день юбилея. Говорят, долговечность их зависит от того, с какой душой подарены, и следующее оптимистическое восьмистишие, шутливое и мудрое одновременно, красноречивей всего говорит об отношении к своему преподавателю учеников.

Четвертый день стоят цветы -
Красивый светлый гладиолус.
Как символ вечной красоты
И как природы вечный голос.
А подарила мне их Варя
В денек сентябрьский золотой.
Хоть я уже немного старый,
Но возле них я - молодой", -

записал учитель экспромтом в своей тетради.

Ирина ДЕНИСОВА.