Номер 36 (626), 30.08.2002
(Окончание. Начало в N 32- 35.)
Пока некоторые "майстри естради" спешат выйти на сцену с украинским флагом на спине или же заказать модельерам костюмы в гуцульском стиле, эти пятеро львовян просто делали свое дело. И без всякого пафоса вывели общий уровень украинской музыки на ту высоту, благодаря которой даже у консервативно настроенной русскоязычной части страны пробуждалась национальная гордость и возникало желание с понедельника перейти на украинский.
Нынешний фестиваль "Таврiйськi iгри" стал для "Океана Эльзы" звездным часом: сразу четыре премии "Золотая Жар-птица" (в том числе, как лучшей рок-группе года), плюс право завершать программу второго дня. Хотя это и не стало лучшим выступлением группы. Зал к тому времени уже был основательно задавлен и выжат низкими частотами выступивших ранее "Bomfunk MS's", чтобы настроиться на камерный лад "Океана Эльзы". К тому же время за полночь, злополучная "сонная" VIP-зона у сцены при отдаленной галерке, которую не видно и не слышно... А ведь известно, что "Океан Эльзы" - это концертная группа, которая раскрывается с полной силой, когда есть энергетическая отдача из зала. В общем, Вакарчук вначале еще пытался расшевелить VIP-зону, призывая важных персон к неожиданным для себя самих поступкам. Было заметно, что музыканты явно "не в своей тарелке", не видя в темноте благодарной галерки и не чувствуя отдачи. А между тем группа сейчас на подъеме. Новые песни сразу же становятся хитами, а концерты по-прежнему веют поистине британским драйвом с галицким акцентом. Кроме того, в текстах новых композиций вдруг стали "произрастать" образы японской поэтики, показывая, что группа на новом рубеже своего творчества. Остается только с интересом наблюдать, что будет дальше, и какие новые формы жизни вынесут из глубины следующие океанские течения.
6. Как фанера... над Каховкой
Преимущество живых концертов в том, что во время контакта исполнителя с залом становится видно: где музыка, а где шоу-проект. Выступление зарубежного гостя, немца Лу Беги знакомого по "Мамбе N 5" стало если не провалом, то всеобщим разочарованием. Так называемый "король мамбы" лишь наглядно доказал, что и на Западе искусственные проекты шоу-бизнеса ничем от наших не отличаются. Это в клипах и ток-шоу они еще могут возносить себя, как королей, а на сцене выглядят беспомощными придворными. К тому же сенсацией стало то, что почти половину своей программы Лу Бега честно "отработал" под фонограмму. В последний день фестиваля оргкомитет официально подтвердил: три композиции из восьми певец пел "под фанеру", чтобы лучше продемонстрировать свои танцевальные способности. В чем они (танцевальные способности) проявились, осталось загадкой. Как, впрочем, и все остальное. Напоследок Лу Бега трижды выходил на бис, хотя его никто об этом и не просил. Даже наоборот, когда зал уже настроился на появление хэдлайнера дня и скандировал "Зем-фи-ра", каждое возвращение на сцену заезжего "фанерщика" отзывалось лишь раздражением и изредка доносящимися возгласами "Go home!"
Другой, но уже российский шоу-проект под названием "Руки вверх", напротив, в третий день фестиваля гулко отозвался в сердцах и голосовых связках детей и подростков. Ничего более циничного наблюдать на сцене не приходилось. Изрядно растолстевший и позвзрослевший Сергей Жуков в тинейджерском прикиде по-прежнему напевает свои незабвенные "ай-ай-ай, девчонки" и "короткие юбчонки", пытаясь придать тучному телу танцевальные движения, а лицу - ангельское выражение наивного подростка. Еще больший цинизм царил на предшествующей пресс-конференции, в ходе которой в каждом ответе лидер проекта репрезентовал себя и группу, словно выдающихся музыкантов современности. А во всем остальном - имели они в виду всех критиков и журналистов. Стоит отдать должное, что и наши журналисты, столкнувшись с подобным отношением, тут же дали понять заезжим исполнителям, что здесь им не Россия, и забросали издевательскими вопросами. "Руки вверх" - отстой!" - даже кто-то выкрикнул из последнего ряда. Чистое удовольствие! Впрочем, все это их вряд ли волнует. Они знают свое дело, и то, как проще всего извлекать прибыль за счет неоформившихся личностей подросткового возраста, которые толпами ходят к ним на концерты. А остальное не имеет значения. Ну и ладно. Не для них одних проводятся фестивали, и не о них стоило бы вообще говорить.
Олег МЕЛЬНИЧУК.