Номер 35 (1132), 21.09.2012
Один из юбилеев этого года может показаться забавным, но тем не менее, как говорится, имеет право на существование. Речь идет о 25-летии первого в Одессе "конкурса красоты", который стал прообразом всех нынешних состязаний местных (и не только) красавиц. Волею судьбы я оказался первым (и единственным) журналистом, который освещал это событие. Личные впечатления и архивные записи легли в основу этой статьи.
Сейчас, когда от всяких "мисс" и "мистеров" рябит в глазах, кажется странным, что всего четверть века назад, в 1987 году, такой конкурс казался прорывом к европейской цивилизации. А девушки, вышагивающие на сцене в одних купальниках, были таким же знаком времени, как статьи в "Новом мире" или фильмы, снятые с полки. Имя Маши Калининой - первой "Московской красавицы" - было в ту пору почти столь же известно, как имена боевых публицистов Николая Шмелева и Гавриила Попова, и писали о ней намного больше, чем о заместителе председателя Госкомитета СССР по строительству и архитектуре, каковым был не кто иной, как Борис Николаевич Ельцин. И еще неизвестно, что вызывало у массового зрителя и читателя больший интерес - возвращение из ссылки академика Сахарова или антропометрические данные московской красавицы (которая при росте 176 см весила 52 кг).
То, что первый в СССР конкурс красоты провели одесситы, вряд
ли кого-то удивило. Одесские девушки издавна славились южной
красотой, броской одеждой и солнечным темпераментом. Вспоминаю
забавный разговор на тему одесских красавиц с Андреем
Борисовичем Дрозниным - выдающимся режиссером и педагогом
сценического движения, соратником Олега Табакова по его первой
студии. Мастер, который по роду своей деятельности знал толк в
истинной красоте, выдал совершенно оригинальное объяснение
этому феномену: "Я думаю, что одесские девушки такие красивые,
потому что вскормлены свежими, молодыми... помидорами!"
Чем мы хуже Венеры Милосской?!
Так это или нет, но одесситы всегда были убеждены, что наши девушки - самые красивые в мире. Потому, наверное, конкурс, названный "Одесская красавица", что называется, взбудоражил город. Говорят, что все началось с того, что Юрий Володарский, председатель городского Клуба веселых встреч, действовавшего при ОМК (объединение молодежных клубов) привез из США кассету с записью конкурса "Мисс Америка", и после просмотра члены этого клуба загорелись сотворить нечто подобное.
Стоит отметить, что в своё время советские средства массовой информации так поиздевались над подобными конкурсами на Западе, что преодолеть психологический барьер недоверия организаторам конкурса было весьма непросто. Впрочем, они держались стойко и свою точку зрения обосновывали активно и не без юмора.
Запись 1987 года. Анатолий Юдин - директор Дворца культуры политехнического института, где проходил конкурс:
- Мы все настолько привыкли восхищаться Венерой Милосской, что на наших девушек, женщин, которые рядом с нами, смотрим критически. Вот мы с ребятами подумали, посовещались и решили на первый план выдвинуть не Венеру Милосскую, а нашу советскую девушку, нашу советскую женщину со всеми её достоинствами - красотой, умом...
- Каковы критерии отбора претенденток?
- Мы приняли за эталон Венеру Милосскую...
- Почему?
- Во-первых, она стоит, где поставят... То есть, знает свое место.
Во-вторых, умрет в тех чулках, в которых родилась...
В-третьих, терпеть не может дорогих колец...
В-четвертых, не любит одеваться...
И самое главное - все время молчит...
По-моему, все женские достоинства налицо и идеал предельно ясен...
Надо сказать, что все эти критерии ничуть не смутили наших очаровательных землячек, и на призыв посоревноваться с Венерой Милосской откликнулись 217 одесситок. Поскольку конкурс был открытым, приходили одесситки всех расцветок (блондинки, брюнетки, шатенки, рыжие и абсолютно умопомрачительных расцветок) и возрастов. Одних тянули за руку мамы и даже бабушки, а другие приводили с собой мужей, а порою - и детей. У отборочной комиссии от обилия красавиц просто голова шла кругом. Хотя и не у всех. Рассказывали, что один из членов оргкомитета, облюбовав себе милую простушку, пообещал, что именно она с его помощью станет "Мисс Одесса". (Какую цель он при этом преследовал, надеюсь, объяснять не надо). Но каково же было разочарование и гнев обманутой красотки, когда ее не пропустили даже в полуфинал. Ходила легенда, будто девушка пожаловалась маме, и та устроила грандиозный скандал...
Так оно было или нет, сейчас уже проверить трудно, да и вряд ли нужно. Жюри же, которое в полуфинале возглавлял самый в ту пору знаменитый из одесских актеров, народный артист СССР Михаил Водяной, в конечном счете вывело в финальную стадию семь участниц.
Нужно ли говорить, какой ажиотаж вызвал финал конкурса?! Dаже видавшие виды дежурные Дворца культуры политеха с трудом сдерживали натиск желающих. Финал, однако, начался совсем не на мажорной ноте. Буквально за день до этого дня умер Михаил Водяной. Ввиду чего возникла даже мысль о переносе конкурса, но в конечном счете решили дату не менять. А память артиста почтили минутой молчания. Нового председателя решили не назначать, но негласно его функции выполнял популярный ленинградский актер Игорь Дмитриев, который в то время то ли снимался, то ли гастролировал с театром в Одессе. Впрочем, если он чем и запомнился, то потрясающе бессвязным вступительным словом, из которого ровным счетом ничего нельзя было понять.
Но вот на сцену вышел ведущий Юрий Володарский и торжественно провозгласил: "Добрый вечер! 193 года Одесса ждала этого момента, когда будет названа мисс этого города".
Надо сказать, что организаторы подготовили для девушек достаточно интересные конкурсы, в которых они могли раскрыться как личности (в отличие от нынешних, где по сцене чаще всего ходят разряженные манекены).
Так, сперва участницам предстояло продемонстрировать эрудицию и чувство юмора, комментируя известный отрывок из "Евгения Онегина": "Я жил тогда в Одессе пыльной..."
Потом они должны были проявить остроумие и обаяние выступая в роли дискоров...
Потом...
Вот тут - один из тех случаев, когда приходится жалеть, что не сохранилось видеозаписи конкурса. Ибо пересказать словами те наряды, которые продемонстрировали участницы в конкурсе мод, я не берусь. Скажу только, что Пьеру Кардену (который в то время был самым известным в Союзе из иностранных модельеров), участвуй он в таком соревновании, пришлось бы совсем непросто...
Но мне удалось сделать частичную аудиозапись конкурса, в котором девушкам предлагалось отрекламировать самые неожиданные предметы - вроде трамвайного салона, изделий одесского обувного объединения или гостиничного номера. Как потом оказалось, лучше всего записалось выступление будущей победительницы.
Запись 1987 года. Наталья Атаманова:
"Мы ведем репортаж с торжественного открытия трамвайного компостера нового образца. На передней площадке вас ожидает увлекательная выставка утерянных фирменных пуговиц и ювелирных украшений. Помните, трамвай не тронется, пока не закроется. Через несколько минут в первом вагоне состоится "час пик". Если у вас возникло желание изменить внешность - не стесняйтесь: войдите с задней площадки и уже на следующей остановке вы почувствуете себя совершенно другим человеком. Для желающих похудеть в заднем вагоне организована абсолютно герметичная камера - самопарилка. По многочисленным заявкам страдающей публики открыт педикюрный салон страдающей публики - взаимного обслуживания. Быстро и удобно, не снимая обуви. На задней площадке устроен также интимный уголок. Личные проблемы - не проблема с этой ступеньки зрения. В назидание не совсем развитым странам капитала совсем отменены собачьи площадки. Наши милые друзья, кусайтесь вместе с нами, кусайтесь, как мы, кусайтесь лучше нас".
Но вот жюри ушло на совещание. Судя по времени его отсутствия, дебаты были бурными.
Запись 1987 года. Объявление итогов конкурса:
"Вы даже себе представить не можете, какие у нас были бурные споры.
Сначала мы считали баллы. Потом начали пересчитывать сумму мест. Все равно не получалось. Потом мы долго убеждали друг друга, доказывали, кто же все-таки победитель. Хотели определить двух "Мисс Одесса", но условия конкурса этого не разрешали. И нам пришлось остановиться на одной из участниц. "Мисс Одесса-87" - Наташа Атаманова".
Проникнуть к победительнице сквозь строй друзей и фотографов, было нелегко. Но все-таки свое первое интервью новоиспеченная "Мисс Одесса", студентка второго курса университета имени Мечникова, дала именно автору этих строк.
Запись 1987 года. Блиц-интервью Натальи Атамановой:
- Я не ожидала победы в этом конкурсе и пришла сюда по олимпийскому принципу - главное не победить, главное - участвовать. Никаких особых усилий не прилагала, просто старалась выглядеть не хуже других.
- Что предполагаете делать в своем новом качестве?
- То, что и прежде: учиться, любить и радоваться жизни.
- А что по этому поводу думает ваш муж?
- Вы знаете, он очень скромный. Он посчитал, что лучше ему остаться за кулисами.
Но дальше началось то, чего никто не мог ожидать. Ирина Желудковская категорически не согласилась с результатами конкурса. И в чем-то была права. Ибо в тот момент, когда участницам предстояло выйти на сцену в купальных костюмах, Ирина еще с одной коллегой появились только в коротеньких халатиках. Объяснили это девушки тем, что они работают в школе, а в зале находятся их ученики, перед которыми просто неловко раздеваться. Такие в ту пору были нравы! Но, поскольку было нарушено условие участия в конкурсе, с красавиц сняли по два балла. Впрочем, я думаю, что если бы Ирине Желудковской присудили второе место, то не было бы никакого скандала. Но, поскольку она оказалась лишь третьей (второй стала совсем ничем не запомнившаяся участница), то зал, что называется, просто взвыл от такой несправедливости.
Запись 1987 года. Мнение зрителей:
- Я была на полуфинале и финале. Ирина покорила всех своей эрудицией и скромностью. Публика аплодировала только Ирине...
- Она с самого начала задала тон. Об Одессе она рассказывала то, что было интересно и по существу, и не шла ни на какие компромиссы типа "базар - привоз".
- В Ирине чувствуется обаяние женщины. Она с самого начала взяла лидерство, и мы все время ждали ее ответов...
Видя такую реакцию зала, Ирина вышла к микрофону и, ничтоже сумняшеся, объявила, что все равно именно она останется в памяти зрителей как первая "Мисс Одесса". Организаторы пытались ее увещевать, требовали отключить микрофоны. Вечной памяти Даниил Маркович Шац даже обозвал втихомолку девушку нехорошим словом, что она тут же обнародовала. В общем, ругань на сцене была страшная! И тут, как мне казалось тогда и совершенно очевидно сейчас, члены жюри допустили ошибку. Вместо того, чтобы доказательно объяснить свой выбор, они предпочли незаметно "раствориться". Это дало повод некоторым чересчур уж горячим головам рубить сплеча, обвинив жюри в необъективности. Что, как потом признал президент ОМК Михаил Бочаров, до некоторой степени имело место быть, поскольку Наташа Атаманова входила в Клуб веселых встреч и сами организаторы конкурса помогали ей в подготовке.
После, когда страсти поутихли, прозвучали и более взвешенные мнения.
Запись 1987 года
- Мне кажется, что жюри было достаточно объективным и выбрало действительно претендентку, которая будет достойно представлять наш город. Что же касается мнения зрительского жюри, которое отдало свой голос другой претендентке, то я не совсем с ним согласен. Я считаю, что этой претендентке не хватало корректности и по отношению к жюри, и по отношению к другим участницам. Как мне кажется, это и сыграло в значительной мере не в ее пользу.
Готовя передачу о конкурсе для областного радио, я позволил себе высказать несколько замечаний в адрес организаторов.
Запись 1987 года. Мнение автора:
- Мне кажется, что этот инцидент стал возможен вследствие общей неорганизованности конкурса.
Первое: устроителям так и не удалось выработать четких критериев конкурса. Было не очень ясно, что, собственно говоря, оценивалось: внешние данные претенденток или их эрудиция, остроумие. Смешение критериев закономерно привело к трудности выбора.
Второе: конкурс был попросту плохо срежиссирован. Конкурсные задания порою неоправданно затягивались. Несколько раз возникали паузы, которые приходилось срочно заполнять, испытывая терпение зрителей.
Третье и, возможно, главное. Зрители, по существу, оказались вне игры в этом конкурсе, хотя их мнение - весьма серьёзный аргумент. И оно обязательно должно учитываться.
Кстати, с этой передачей тоже случился небольшой инцидент. Радиорепортаж состоял из двух частей. Первую, чтобы придать интригу и заставить слушателей заинтересоваться сюжетом, я завершил словами: "Однако не все согласились с решением жюри". Новости Одесского радио выходили в эфир вечером, а поскольку оно было в то время единственным, то и слушали передачу минимум десятки тысяч одесситов, включая саму победительницу, которая, как мне потом рассказывали, решила, что результаты конкурса отменили, и побежала жаловаться организаторам, которые, не зная, в чем дело, набросились на меня с упреками. Но после выхода второго репортажа успокоились...
Сейчас, четверть века спустя, все эти страсти кажутся смешными. Но ведь надо помнить эпоху, в которую происходило действие...
К тому же, честно говоря, первые конкурсы красоты были по- настоящему интересными. Но очень быстро из состязания талантов и эрудиции они превратились в сугубо коммерческое предприятие. Начался этот процесс в 1990 году. Тогда перед началом Всеукраинского конкурса красавиц организаторы собрали спонсоров и честно признались, что победит та из участниц, чей регион выделит наибольшую сумму взносов. Так оно и случилось...
Воспоминаниями поделился
Александр ГАЛЯС.
Фото Дмитрия ЗЮБРИЦКОГО.