Номер 35 (1031), 10.09.2010

МУЗЫКА, ПЕРЕШАГНУВШАЯ
ЧЕРТУ ОСЕДЛОСТИ

Скрипка, цимбал, контрабас (или виолончель) и кларнет. Вот такие квартеты, а чаще всего трио, потому что хронически не хватало одного из перечисленных инструментов, играли народные еврейские мелодии в местечках на свадьбах и прочих веселых праздниках. Музыканты эти зачастую не знали даже нотной грамоты, но вкладывали в свое исполнение всю душу. Называли их клезмерами, а исполняемую ими музыку - клезмеровской. Это была музыка, говорящая со своим народом на идиш.

Не выйти бы этой музыке за черту оседлости, если бы не было ей предназначено скитаться вместе с народом-скитальцем. Но и в других странах и частях света она до недавнего времени не выходила за пределы еврейской диаспоры.

Последние два десятка лет клезмерская музыка стала активно интегрироваться в мировой музыкальный процесс, занимая в нем такое же законное место, как любой другой музыкальный фольклор.

Более того, клезмерская музыка стала модной. Двенадцать лет назад в Одессу приезжали журналисты из французского журнала "Эр Франс" в поисках истоков клезмерской музыки в Одессе. Я помогала им искать эти истоки, но нашли мы только несколько памятников на еврейском кладбище с изображенными на них нотами да двух-трех музыкантов, знакомых с клезмерской музыкой. Конечно, можно было бы поискать по небольшим ресторанам, но до них руки, точнее, ноги не дошли. Впрочем, статью французские коллеги написали и даже прислали мне экземпляр. Написала о наших поисках и я, озаглавив свой материал так: "Авиалинии и музыка объединяют народы". Во всяком случае так я поняла концепцию поисков, заказанных журналом авиационной компании "Эр Франс".

В более чем пятитысячелетней истории еврейского народа 12 лет это миг, но за этот миг клезмерская музыка решительно перешагнула "черту оседлости" интереса к ней. Сейчас во всем мире (вплоть до стран Азии и даже в Японии) она не только приобрела популярность и, более того, респектабельность, но и вошла в число фестивальных видов искусства.

Вот и в Одессе с 28 по 30 августа проходил Международный фестиваль клезмерской музыки. Уже третий по счету.

Фестиваль, приуроченный ко Дню рождения Одессы, открылся вечером 28 августа в ресторане "Дача", где состоялся Jam Session. Музыканты из разных коллективов импровизировали, играя друг с другом. Фестиваль - это праздник. Клезмерская музыка - это музыка народная. Значит, и праздник должен быть народным. Поэтому на следующий день, в воскресенье 29 августа, на Дерибасовской (на ее пересечении с Преображенской) 11 коллективов из Украины, России, Беларуси и Польши показывали свое мастерство, собрав большое число слушателей. Они играли известные, малоизвестные или забытые мелодии, в том числе всем знакомые знаменитые "Лимончики", которые растут на балкончике у тети Сони. Вечером праздник перекочевал в еврейский центр "Бейт Гранд".

Завершился фестиваль в ТЦ "Сады Победы" награждением победителей и гала-концертом, в котором, кроме участников фестиваля, блистали гости из Москвы - знаменитый Псой Короленко и коллектив кукольников "Тоже люди".

Е. К.