Номер 34 (979), 4.09.2009
В предыдущем номере "Порто-франко" мы обещали рассказать об удивительном концерте, состоявшемся в День Независимости Украины 24 августа на Думской площади. В первую очередь следует пояснить, что удивительного было в этом, казалось бы обычном, праздничном мероприятии. А удивительным было то, что этот концерт для подавляющего числа присутствующих стал причащением. Он вызвал всплеск гражданской гордости, патриотизма в самом высоком понимании этого слова. Лично я впервые ощутила День Независимости Украины как праздник. Впрочем, о таких же эмоциях говорили многие.
Оказалось, что не нужно никаких лозунгов, никаких громких слов, а нужна прекрасная музыка, раскрывающая душу твоего народа.
В концерте, который проходил под патронатом городского головы, участвовал Национальный академический оркестр народных инструментов под управлением народного артиста Украины, лауреата Шевченковской премии Виктора ГУЦАЛА, в нем участвовали солисты Киевского национального академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко, народные артисты Украины Мария СТЕФЮК, Александр ГУРЕЦ и Тарас ШТОНДА (Т. Штонда солист также и Большого театра в Москве). Ведущие концерта, тоже не безызвестны широкой одесской публике. Это заслуженная артистка Украины, актриса театра (Национального театра им. Ивана Франко) и кино очаровательная Лариса РУСНАК и режиссер концерта Сергей ПРОСКУРНЯ.
Концерт начался с непередаваемо красивого древнего запорожского марша Победы, восстановленного Виктором Гуцалом. Он сразу захватил слушателей, и чувство какого-то внутреннего ликования никого уже не оставляло до конца концерта.
Запорожский марш Победы - это визитная карточка оркестра, созданного в 1969 году Яковом ОРЛОВЫМ (его версию украинского гопака оркестр виртуозно исполнил, когда концерт, по выражению ведущего, "перешел экватор"). Инструментальный состав оркестра звучит для непросвещенного уха несколько экзотически: бандуры, кобзы, цимбалы, лиры, басоли, тэлинки, сурмы, козобас, бугай, зозулька, рожок, дуда, флуер, рожок, бубен, сопилка и скрипки. И надо слышать, какое удивительное многоцветное звучание, какие тонкие нюансы, какой необычный колорит создают в руках замечательных музыкантов эти инструменты. Здесь, конечно, нужно отдать должное талантливому дирижеру и художественному руководителю оркестра Виктору Гуцалу.
И еще. Оркестр под его управлением показал не только свои исполнительские возможности. Он показал себя и как очень деликатный, корректный аккомпаниатор. Это чувствовалось не только тогда, когда на импровизированную сцену выходили певцы (об их исполнении и репертуаре - немного позже), но и при аккомпанировании солистам- музыкантам. Если говорить о солирующих музыкантах, нельзя не отметить блестящее исполнение на сопилке Владимиром ОВЧАРЧИНЫМ пьесы "Буковинские мелодии" и также исполнение нескольких музыкальных произведений Георгием АГРАТИНО - музыкантом, владеющим игрой на многих инструментах. В данном концерте он солировал на так называемой флейте Пана (молдавское и румынское название этой многоствольной продольной флейты - най). Агратино, сыграв знаменитую молдавскую "Дойну" и "Жаворонка", вызвал бурю аплодисментов и крики "браво" (впрочем, аналогичная реакция публики заслуженно сопровождала каждое выступление участников концерта). С не меньшим восторгом было принято его исполнение знаменитой и некогда очень популярной пьесы Джеймса Ласта "Одинокий пастух".
Здесь уместно поговорить о самом концерте, об интеллигентности его ведения, о его режиссуре, об органичности не только выбранного репертуара, но и о композиционном построении. Оно было просто безупречно. Не часто приходится бывать на концертах, которые бы так точно "шли по возрастающей". Если марш Победы в начале создал настроение, а в конце концерта "закрепил" его, то вся музыка, звучавшая между началом и финалом концерта, была подчинена одной идее - раскрыть творческий потенциал украинского народа. Поэтому в концерте звучали и хорошо знакомые украинские мелодии ("Розпрягайте, хлопцi, коней" В. Новикова, "Нiч яка мiсячна..." в версии Яна Табачника, "Ой не свiти мiсяченько...", "Дивлюсь я на небо" и др.), звучали оперные арии из произведений Н. Лысенко и С. Гулака-Артемовского и произведения современных украинских композиторов - харьковчанина Юрия Алжнева "Укра⌡нська вязанка", Юрия Шевченко "Гумореска", одессита Виктора Власова "Молдаванка", Виктора Гуцала "Буковинськi коломийки" и другие. Надо отметить, что вообще Национальный академический оркестр народных инструментов является творческой лабораторией, открывающей имена современных украинских композиторов.
В начале концерта, говоря о дате, которой он был посвящен, Сергей Проскурня отметил, что 18 лет независимости государства - это дата его совершеннолетия. А совершеннолетие подразумевает не только то, что пришло время прав и время ответственности, время свободы (в том числе и свободы выбора), но и неотъемлемой от свободы толерантности. Поэтому в концерте звучали не только украинские песни и романсы, но и российские, звучали еврейские и молдавские мелодии, звучала музыка европейских композиторов.
Наиболее полно это отразилось в репертуаре вокалистов. Если репертуар народной артистки Украины, лауреата Шевченковской премии, Героя Украины Марии Стефюк был построен на украинских народных песнях и романсах, на оперных ариях из "Наталки-Полтавки" и "Запорожца за Дунаем" (все это было исполнено с непередаваемым блеском), то и Александр Гурец, и Тарас Штонда исполняли произведения не только украинских композиторов.
Народный артист Украины Александр Гурец, обладатель роскошного тенора, спел не только арию Андрея ("Запорожец за Дунаем"), которая прозвучала как молитва за Украину, и всеми любимую "Там де Ятрань...", но и порадовал публику не менее любимой неаполитанской песней (с одесскими корнями) "О соле мио" (Джованни Капура) и бравурной песенкой композитора Канио "Влюбленный солдат".
Народный артист Украины, лауреат Международного конкурса имени Марии Каллас Тарас Штонда (его голос - бас благороднейшего тембра - буквально покорил публику) включил в свой репертуар и романс Александрова (слова Петренко) "Дивлюсь я на небо", "Элегию" Массне и популярные русские романсы ("Только раз бывает в жизни встреча", "О, если б мог выразить в звуке"...).
Образно говоря, Мария Стефюк олицетворяла украинскую Оранту, а Александр Гурец и Тарас Штонда озвучили тему дружбы народов, включение Украины в европейскую цивилизацию.
Да, это был концерт, адресованный самым добрым, самым светлым и глубоким чувствам слушателей, и в первую очередь к гражданской гордости народа Украины.
И поэтому непонятно, почему этот концерт, вызвавший неподдельный восторг слушателей, не был отмечен ни в одной из телепередач, посвященных Дню Независимости Украины. Телекомпании как-то странно выборочно осветили праздничные мероприятия этого дня. Но, в конце концов, это уж, действительно, суета сует. Важно другое - в те три часа, что шел концерт, на Думской площади была истинная УКРАИНА.
Елена КОЛТУНОВА.
На фото Л. БЕНДЕРСКОГО:
народная артистка Украины
Мария Стефюк.