Номер 34 (830), 01.09.2006
Где у нас в Одессе самый знаменитый вид на море? Ну, конечно, от Дюка, с Потёмкинской лестницы. Старшее поколение, конечно, помнит ещё те времена, когда не только призматической гостиницы, но даже и самого нынешнего морвокзала ещё в природе не было. Что же было?
А были пароходы и маяк, был Новый мол. Разумеется, новым он был в XIX веке, но название сохранил за собой и в последующие времена. Так, например, Новый мол виден на открытке, изданной в начале XX века. Основной целью фотографа было показать новинку фуникулёр, открытый в 1902 году рядом с лестницей (тогда ещё Гигантской или лестницей Николаевского бульвара). Новшество носило имя "подъёмная машина". Правда, по непонятным причинам издательство не удосужилось сверить изображение с оригиналом, и в тираж пошло зеркальное изображение. Вниманию нашего читателя предлагается правильная картина: на заднем плане, по оси фуникулёра виден Новый мол, а слева видна часовня Святого Николая-чудотворца. За ней протянулась деревянная железнодорожная эстакада та самая, что вместе с часовней пострадала от пожаров в ходе революции 1905 года. На рейде и у причалов видны грузовые пароходы. В центре мола служебные здания, склады.
Аналогичный вид открывается на снимке из моего архива, сделанном в августе 1960 года, спустя более полсотни лет после той открытки. Вновь грузовые суда на рейде и у причалов. Готовые к отгрузке на экспорт трубы и другие изделия металлургической промышленности. Уже давно нет часовни напротив подножия Потёмкинской лестницы, на её месте и окрест опоясанное железной дорогой длинное здание портового склада, за которым кроме портальных рельсовых кранов виден плавкран, причаливший у северной кромки мола. Между акваторией и Приморской улицей всего пара-тройка десятков метров понятно, что в середине 60-х годов для сооружения нового комплекса Одесского морвокзала понадобилось намывание значительных береговых массивов.
Однако и в 1960-м, и в последующие десятилетия вид с моря был одинаково выразителен Потёмкинская лестница с фигурой Дюка оставляли незабываемое впечатление, которое невозможно было спутать ни с каким чужестранным видом... вплоть до конца века XX-го, когда возникла и воплотилась в бетоне и стекле идея гостиницы "Кемпински" впоследствии "Одесса". Отель закрыл собою и "восьмое чудо света" лестницу, и памятник Дюку, и фасад устремлённого в море морвокзала.
Где-то в печати, кажется, уже мелькнул вопрос: сколько времени понадобится, чтобы эту призму кто-то куда-то перенёс, например, на некий искусственный остров? Как видим, у гуманистов не поворачивается язык произносить иной приговор (разобрать и продать по кирпичику на сувениры, как Берлинскую стену). И тут напрашивается ответ: ровно столько времени, чтобы возродилось пароходство и опять стало давать те прибыли, которые сделали его одним из крупнейших в мире всего-то каких-нибудь 40 лет назад.
Леонид БЕНДЕРСКИЙ.
На фото: корректная репродукция открытки начала XX
века (между 1902 и 1905 годами) "Одесса. Подъёмная
машина";
август 1960 года, вид с Потёмкинской лестницы на
Новый мол Одесского морского торгового порта, где к 1968
году был построен современный пассажирский комплекс;
Дюк как
бы спрашивает, указуя рукой на отель, чего это вы, ребята,
тут соорудили?