Номер 24 (1071), 1.07.2011

СТАТЬ ТРАНЗИТНЫМ УЗЛОМ ЕВРОПЫ

И снова "все флаги в гости к нам". Х международная транспортная неделя собрала представителей транспортных министерств и ведомств Украины, России, Беларуси, Грузии, Молдовы, Казахстана, Литвы, Германии, Швеции, США, Турции, Сирии для обсуждения расширения сотрудничества регионов Балтийского и Черного морей.

В рамках международной транспортной недели прошли форумы, конференции, семинары, выставка "ИнтерТранспорт". Были подняты важнейшие вопросы морских и железнодорожных перевозок, упрощения процедур торговли и концепции единого окна.

Соединим порты
Черного и Балтийского морей
с выходом на Северную Европу

Украина имеет один из лучших транзитных потенциалов в Европе. Потому Евросоюз рассматривает возможности развития взаимного партнерства. Вместе с тем все больше транзитных схем проходят в обход Украины. До прошлого года перспективный объем товарооборота в страны Западной и Центральной Европы оценивался в 158 млрд долл. США. Однако, чтобы Украина могла стать транзитным узлом и пропустить через свою территорию большую часть этих средств, необходимо развивать транспортную инфраструктуру, а также стимулировать инвестиции в транспортные услуги.

- Формирование транспортного коридора Восток ⌠ Запад открывает новые возможности для развития промышленных и торговых взаимоотношений Южно-Балтийского региона в пространстве Евразии, - уверен президент Ассоциации EWTC Альгирдас Шакалис, - соединение портов Черного и Балтийского морей с выходом на Северную Европу - удачный вариант одновременного формирования не только традиционных направлений Восток - Запад, но и Север - Юг.


Увеличим контейнерные перевозки
за счет создания условий грузовладельцам

Увеличение мощи страны, улучшение экономики транспортники видят в развитии контейнерных перевозок.

- Импортные контейнерные перевозки у нас растут, но по сравнению с другими странами СНГ - это самое слабое звено в Украине и в нашей транспортной системе, - сообщил главный советник генерального директора "Укрзализныци", экс-начальник Одесской железной дороги Илья Левицкий. - Для развития контейнерных перевозок должна быть приемлемая, прежде всего, государственная политика, а также взаимодействие портов и железной дороги, четкое выполнение расписания контрейлерных поездов в зависимости от грузонапряженности в направлении Прибалтики и с Прибалтики в регионы Черного моря. Тогда и грузоотправители, и грузополучатели, в том числе экспедиторы, будут заинтересованы в сокращении времени пути. В то же время по железнодорожному транспорту в Украине самая низкая тарифная политика среди стран СНГ и Европы.

С 1 января 2012 года вступит в действие новый Таможенный кодекс, который уже принят в первом чтении. В нем предусмотрено значительное увеличение как контрейлерных, так и контейнерных перевозок. Одно из главных направлений работы - заторы на границе, потому что погранпереходы тормозят железную дорогу и автомобильные перевозки. Одно из перспективных направлений - сотрудничество с Турцией. Но если мы неправильно построим тарифную политику Одесского порта и железной дороги, не создадим условий для турецких компаний, то грузы пойдут через Новороссийск. Если же мы выиграем этот так называемый тендер, то каждую неделю 300 контейнеров будут направляться через наш регион. Эти объемы перевозок, которые предлагает Турция, сразу увеличат объем контейнерных перевозок.

Чем меньше времени оформляешь груз,
тем больше пользы Украине

По железнодорожным тарифам высказался начальник главного управления экономики Одесской областной государственной администрации Олег Муратов, заявив, что "проблемным вопросом развития портов является разница в железнодорожных тарифах, длительное оформление грузов. Сегодня разница между Одессой и Ильичевском, если везти металл, составляет порядка 11 грн на 1 т. Безусловно, для грузоотправителей и собственников груза это существенно. А мы заинтересованы в том, чтобы все предприятия и весь регион развивался равномерно, а не за счет другого. Поэтому мы приняли решение: выйдем на Кабмин и будем требовать, чтобы цена доставки грузов была одинаковой для всех морских портов области. Чтобы эти порты боролись при равных конкурентных условиях только за счет качества, скорости. Второй вопрос, который возник - грузы, в первую очередь, контейнерные оформляются в Ильичевском порту существенно дольше по времени, чем в Одесском порту. Разница почти в 2 раза. Связано это с тем, что процесс оформления импортных грузов в Ильичевском порту начинается на территории порта, а заканчивается на территории частных грузовых таможенных терминалов. Это негативно влияет как на стоимость оформления, так и на время. На сегодняшний день, посоветовавшись с таможней и другими органами, которые занимаются оформлением, мы хотим сделать оформление непосредственно на территории Ильичевского порта.

Также хочу отметить, что на обработку грузов повлияет сейчас и то, что 23 мая было принято правительством решение отменить квотирование экспорта зерновых. Это должно очень серьезно позитивно повлиять на экономику нашего региона", - подчеркнул Олег Муратов.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.

Фото автора.