Номер 19 (764), 20.05.2005

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ЛЮБИТЕ НАС ТАКИМИ, КАК ЕСТЬ

100 дней своего президентства Виктор Ющенко сам четко обозначил телемостом ответов на вопросы населения и обширной пресс-конференцией для отечественных средств массовой информации. Мы не станем пересказывать эти мероприятия. Хотим только попытаться понять суть происходящих перемен и наши с вами перспективы. Не как политиков. Просто как жителей Украины.

Если говорить о деятельности самого президента Ющенко, то в первые 100 дней он больше представляется этаким спецпосланником Украины в разношерстном мире. Количество вояжей, выступлений и неординарных акций Виктора Андреевича впечатляет. Чего стоят его речи "на бис" в германском бундестаге, Сенате США, на заседаниях НАТО и Евросоюза! Такого не видал никто из лидеров постсоветских государств. В те же месяцы наш лидер побывал на траурной церемонии в Ватикане, на мемориале памяти жертв Холокоста в Польше. Попытался воссоздать отмирающую структуру ГУУАМ, навел мосты с соседями из России и Молдавии, попробовал сбить цену на туркменский газ, поучаствовал в международном экономическом форуме.

Последней точкой в этих вояжах стало празднование 6О-летия Дня Победы в Москве, где наш президент оказался в массовке из-за активного приезда лидеров ведущих мировых держав.

С самим празднованием юбилея Победы в Украине не все было гладко. Сначала парламент бестолково обсуждал сам порядок проведения праздника, потом президент не в тему предложил слиться в дружеских объятьях всем ветеранам той войны: и воинам Советской Армии – победительницы фашизма, и воякам из УПА, которые почти всю войну против Советов воевали в нацистской форме. Как Виктор Андреевич представлял себе это странное единение, понять невозможно. Но то, что это не ко времени и не к месту, показалось всем. Наверное, даже бойцам УПА.

Мы не зря начали с этого эпизода. Он характеризует общий подход президента и его команды к политике страны. Такое ощущение, что мы должны быть ни за красных, ни за белых. Скажем, с Россией нужно немножко дружить (ибо иного текста большинство русскоязычного населения не воспримет), а немножко бодаться, чтобы показать свою независимость. Хотя экономика наша зависима от российской куда больше, чем от любой другой. В НАТО мы тоже как бы хотим, но неизвестно зачем. При этом войска из Ирака все же выведем, ибо народу перед выборами обещали. Те контрактники, которые служат в Ираке, отнюдь не радуются, ибо в тревожной командировке зарабатывают куда больше, чем дома. Мы и в ЕС уже почти готовы вступить (по мнению наших лидеров), да только никто не зовет. Больше того – и сроков конкретных переговоров не называют.

Моральные дивиденды, полученные Украиной по итогам "помаранчевой революции", – это повышение рейтинга нашей страны на Западе. Роскошная рекламная акция, не сходившая с мировых экранов больше месяца, сделала Украину узнаваемой и как бы интересной для потенциальных партнеров. Некоторые ринулись знакомиться с ситуацией лично. И поостыли. Действительность пока не располагает к активным действиям. Деловые люди любят определенность и перспективу. Украина сегодня этого гарантировать не может.

Вчерашние главные герои революции нынче заняли ключевые посты в правительстве. Горячка политических баталий не утихла не только в парламенте, но и в органах исполнительной власти. Страна занята партийным строительством, перегруппировкой политических сил. Все нацелены на парламентские выборы будущего года. Вчерашние провластные партии привыкают к роли оппозиционеров. Вчерашние революционеры пытаются конкретно управлять. И у тех, и у других получается плохо. Нет четких концепций, нет и необходимых навыков.

Народ просто утомили лозунгами и декларативными заявлениями. Порой кажется, что мы вернулись в советские времена, когда накануне любого праздника публиковались тезисы и призывы.

Вслушайтесь в политические шумы. "Во власти должны работать только честные люди!", "Искореним коррупцию на всех направлениях!", "Повернемся лицом к бизнесу!", "Отменим льготы!", "Накажем всех причастных к нарушениям!", "Проведем административную реформу!". Все это голоса власти.

"Нет политическим репрессиям!", "Создадим мощную оппозицию!", "Будем контролировать действия власти!". Это лозунги оказавшихся в противоположном лагере.

Продолжается изнурительная война компроматов. Обе стороны находят друг у друга массу нарушений. Заводятся судебные тяжбы по любым поводам. Противостояние переносится в регионы. Борьбе этой не видно конца. Страну лихорадит. И все мы понимаем, что так будет, скорее всего, до окончания парламентских выборов 2006 года, когда новое правительство должна будет сформировать победившая партия или коалиция.

Политическая борьба, неизбежность которой можно было предположить еще в ходе бескомпромиссных выборов президента конца минувшего года, удерживает народ в полуреволюционном состоянии. И если для партий и политиков это еще можно считать нормой, то для исполнительной власти такая роскошь непозволительна. У Ющенко, Тимошенко и их команды не очень большой резерв времени. Народное доверие может легко перерасти в столь же мощное недоверие. Причем не только со стороны электората экс-премьера, но и со стороны тех, кто поддержал протест Майдана.

Люди ведь ждали от новой власти если не чудес, то уж как минимум зримого движения вперед. Его нету. По многим экономическим вопросам линия поведения правительства представляется спорной. Подробнее о некоторых аспектах экономики 100 дней мы поговорим на 6-й странице этого номера.

Президент и его команда приняли хозяйство не в лучшем виде. Негативно сказались на делах и месяцы политической неопределенности. Хуже другое. Новое правительство пыталось очаровать народ красивыми декларациями. Парламент принял абстрактную программу Кабмина с нескрываемой улыбкой: мол, чтоб потом не говорили, что вам мешали. Но абстрактная программа по сей день таковой и остается. Отдельные социальные проекты, заявленные правительством, начали действовать. Правда, под сомнением финансирование ряда программ в полном объеме. Похоже, правительство не может преодолеть комплекса, когда желания превышают возможности.

Много непонятных мест в гуманитарной сфере. Тот же статус русского языка в устах разных политиков имеет разное звучание. А ведь во время выборов языковая проблема стала одним из камней преткновения, разделивших страну.

До вступления Ющенко и команды во власть мне казалось, что эти достаточно грамотные господа подготовили подробную программу действий на основных направлениях государственного строительства. Казалось, им нужно будет только преодолеть сопротивление старой гвардии и определенное время на реализацию проектов. После 100 дней пребывания Кабмина у власти так уже не кажется. Не слышно хора. Пробивает разноголосица. Проглядывают авантюрные подходы к решению серьезных проблем. Нарастает настороженность.

Впрочем, я ведь лично и не ждал чудес. В дни выборов президента жил с мыслью, что из двух зол нам нужно было выбрать меньшее. Надеюсь, выбор сделан правильный. Легкого пути не предвидится...

Аркадий РЫБАК.