Номер 16 (761), 29.04.2005
В музее им. А.С. Пушкина открылась выставка Николая Савченко "Апрельский бриз" как продолжение темы предыдущей экспозиции "Город у моря и море у города".
Как сказал Николай Савченко, данная тема выбрана в процессе долгих проб и поисков. И это уже его основная тема. Художник изображает не парадные места Оперный театр, Потемкинскую лестницу, а места потаенные, заветные. Это Французский бульвар длинными тенями платанов, Приморский бульвар под майским дождем, апрельский бриз на мысе в Лесках, солнечный день Портовой окраины, Строгановский мост с металлическими бляхами, Карантинный спуск, Почтовый мост, Дачу Ковалевского...
На презентации художник А. Дмитриев заметил, что Одесса это стихия, подверженная изменениям. И эти изменения улавливает острый взгляд художника.
Любимый сезон Николая Савченко апрель, май, июнь, время, когда природа просыпается, внезапно "взрывается" зеленью. И не уследишь, как это происходит. Проснулся однажды утром, а вокруг все зеленое. Зелень у художника всегда сочная, живая. И всюду свет. Даже ночью. И море всегда разное. На картине "Медитация" за садом камней море расстилается синим бескрайним фоном. В работе "Исход", посвященной эмигрантам, море серое с прощальным дымком парохода. Перед рассветом оно серо-коричневое, в бриз зеленое. Море передает настроение. Замершее перед оттепелью, или как на картине "Вид Манхэттен с Ланжерона" море волнуется, катит волны на одесский берег. Люди, уезжая из Одессы, в мечтах представляли себе Манхэттен. Теперь с Манхеттена им видится Ланжерон. У автора много друзей, уехавших за границу. Но сам он, как признался, прикипел сердцем к этому городу. И лучше одесского моря еще ничего не видел.
Изображая море, художник всегда правдив. Все реально, даже причалы, изъеденные морской солью и ветром. Причалы это порог города. А город наш дом.
Родному городу Николай Савченко подарил свою картину "Одесса" типичный одесский дворик в представлениях художника.
Каждая картина на выставке это тема, над которой стоит поразмыслить. "Храм" в золоте сияния, вдохновляющий и защищающий творческого человека; "Моя дорога", уводящая к свету. Художник стремится к совершенству, исследуя окружающий мир. И этот мир для него Одесса.
Инна ИЩУК.