Номер 14 (1546), 10.06.2021
Татьяна Даневич-Потафеева трудится на кафедре живописи художественно-графического факультета Одесского Южноукраинского национального педагогического университета. Здесь же и работает у мольберта, создавая умопомрачительные, воздушные акварели и сочные по цвету натюрморты маслом.
— Я начала заниматься живописью не так давно, будучи уже в зрелом возрасте, — признается художница. — В детстве я хорошо рисовала, даже лучше всех в классе. Потом получила высшее экономическое образование, закончила Одесский институт народного хозяйства и много лет работала экономистом. А потом увидела на Фейсбуке объявление о том, что на кафедру живописи требуется сотрудник, уволилась с прежней работы и пришла сюда. Спустя какое-то время решила здесь же получить второе высшее образование и в этом году защищаю диплом преподавателя живописи.
Перед тем, как поступить на худграф, Татьяна получала навыки живописи и рисунка в художественной школе имени Костанди, затем обучалась у заслуженного художника Украины Виктора Ивановича Чернова. Сегодня Потафеева — участница множества выставок (в том числе благотворительных), член Союза маринистов Одессы и готовится к поступлению в ряды Национального Союза художников Украины.
— Мне интересно создавать декоративные натюрморты, которые символизируют изобилие и послужат своим обладателям своеобразными оберегами-талисманами, — говорит Татьяна. — В моей интерпретации они заряжены на изобилие! Вот здесь изображены 33 граната, это магическое число, число изобилия, да и сам гранат символизирует достаток и плодовитость. Работа "Мамин платок" объединила фон реального платка с цветами, яблоками, рябиновыми веточками, а плоды айвы уже добавлены мною. Айва — символ любви и красоты, рябиновые ягоды — символ защиты, мира, крепкой семьи.
Акварели Татьяны словно написаны другим художником, они прозрачны и переливаются нежнейшими перламутровыми оттенками. Успешным было участие в двух международных биеннале "Море акварели" в Одессе, также художница стала призером международного фестиваля Mini Watercolor (Киев, 2019), одна из ее работ экспонировалась в Будапеште на выставке почтовой акварели в 2018 году. Сейчас акварель "Дождь над морем" находится на Всеукраинской международной выставке НСХУ "Графика в Харькове", акварель "Зимний пейзаж" прошла отбор и будет экспонироваться в июне на международной выставке НСХУ "Мемориал А. И. Куинджи" в Мариуполе, которая проводится раз в 5 лет. Акварель "Отражение" находится в народном историко-краеведческом музее Белгород-Днестровского района, акварель "Зимнее кружево" — в Музее изобразительного искусства имени Белого в Черноморске.
Татьяна считает, что главный секрет акварели состоит в том, что художник не должен мешать воде делать свое дело, лучше отставить работу на время, чем настырно дорабатывать новыми мазками. Совсем иное дело — масло, оно ведь не растекается, а схватывается на воздухе, и слой можно положить не один. В прошлом году художница окунулась в историю наших предков, тружеников Причерноморья: работала над серией картин о чумаках, рыбаках, виноградарях, изучала историю соляного промысла. А еще она планирует создать серию работ о проблеме обезвоживания Куяльницкого лимана. Занятия искусством сделали Татьяну намного счастливее, и очень здорово, что не побоялась она все силы бросить на приобретение новой профессии.
Мария ГУДЫМА.
Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.