Номер 11 (1500), 26.03.2020

ПОКОРИТЕЛЬНИЦА РИМА

60 лет назад на Олимпийских играх в Риме были завоеваны первые для Одессы чемпионские медали. Их выиграла гимнастка Маргарита Николаева. Наш сегодняшний рассказ — о ней.

...Величественные развалины древнеримских бань, носящих название "термы Каракаллы", гудели с утра до позднего вечера сотнями разноязыких голосов. Здесь, в самом большом зале, где полностью сохранились древние стены, проходили последние перед олимпийским турниром гимнастов тренировки. Крыша у терм Каракаллы не сохранилась, и организаторы сделали импровизированный потолок из ярких синтетических тканей. Кое-где в просветах между тентом и стенами проглядывало ярко-голубое римское небо.

На двух предыдущих Олимпиадах советские гимнасты безоговорочно захватили лидерство. Женская часть команды вообще не оставляла соперницам шансов на успех. Неудивительно, что экспансивные итальянцы немало часов проводили на тренировках советских девушек. Местные журналисты то и дело порывались брать интервью чуть ли не у всех членов команды. Ведь у каждой в программе были новые оригинальные элементы связки, которые не исполнял больше никто в мире.

Маргарита Николаева на каждой тренировке работала самозабвенно. Она приехала на Олимпиаду без тренера. Уже много лет одесситка тренировалась фактически самостоятельно, составляя для себя произвольные программы, экспериментируя и вводя в упражнения рискованные элементы. Вот и здесь, в Риме, Рита старательно отрабатывала три новых элемента в комбинации на брусьях, стойку на одной руке и соскок фляком с бревна, исполняла три различных сальто в вольных упражнениях, а также свой коронный опорный прыжок. Работала Николаева чисто, без срывов. И журналисты не раз подходили к ней с вопросом:

— Какой вы номер в своей команде?

— Шестой,— спокойно отвечала Рита,

— Но! Но! — недоверчиво улыбались итальянцы, словно ожидавшие в этом ответе подвоха. — Примо! Примо!

Они искренне верили в то, что русские предприняли хитрый ход: выдают лидера своей команды за шестой номер, чтобы этим подчеркнуть, насколько сильна вся сборная.

Хозяева Олимпиады были не так уж неправы. Николаева действительно была в тот год в великолепной спортивной форме, а ее комбинации во всех четырех видах многоборья ничем не уступали упражнениям чемпионов. Но в советской сборной выступали именитые Лариса Латынина, Полина Астахова, Софья Муратова, Лидия Иванова и Тамара Люхина — все спортсменки опытные и претендовавшие на награды. Рядом были их тренеры, отлично знавшие, что выходящий в команде первым даже при самой филигранной работе все равно обречен получить оценку ниже, чем товарищ по сборной, выступающий следом, хотя бы в силу традиций и психологического настроя судей. Ведь в гимнастике издавна ведется: команда дает право выступать последними своим лидерам. Так дебютантке Олимпиады одесситке Рите Николаевой с самого начала была отведена роль "забойщика". Ей надлежало пройти все снаряды с подъемом, на высоком уровне, чтобы, во-первых, создать в команде приподнятую атмосферу, а во-вторых, настроить судей благожелательно по отношению ко всей сборной.

На тренировках Рита готовила себя к такому повороту событий. Не раз выполняла упражнения сразу, без опробования. На турнире это очень пригодилось. В обязательной и произвольной программах Николаева, открывая выступления сборной СССР, соревновалась, почти не опробуя снаряды. Но как соревновалась! Она сделала для команды даже больше, чем требовалось. Не только прошла все испытания без срывов, но и сумела в двух упражнениях пробиться в финалы, где разыгрывались медали на отдельных снарядах. А в сумме многоборья одесситка набрала 75,831 балла, оказавшись четвертой среди 124 участниц Олимпиады! Только трем стартовавшим последними подругам по команде — Латыниной, Муратовой и Астаховой — дебютантка проиграла по несколько десятых балла. Для "шестого номера" это было равносильно победе. Но, когда сборной вручали золотую медаль за командную победу, Николаева уже жила следующим днем. Днем финалов.

...Ночь была душная. Или казалась такой из-за того, что никак не приходил сон. Рядом с Ритой рыдала в их гостиничном номере Полина Астахова: во время исполнения комбинации на бревне она сорвалась со снаряда... Николаева сочувствовала подруге. Но ведь завтра им снова выходить на помост и бороться за медали. Нужно выспаться, чтобы быть свежей, ловкой и точной...

Термы Каракаллы не вмещали всех желающих попасть на гимнастические финалы. Присутствие публики действовало на спортсменов по-разному. Кто-то не мог сосредоточиться, кого-то била изнутри нервная дрожь, кому-то хотелось беспрерывно улыбаться и смеяться, чье-то лицо закрывала непроницаемая маска сосредоточенности, за которой трудно было угадать истинные чувства. Рита четко контролировала ход событий. Жеребьевка на первом снаряде порадовала: опорный прыжок ей выполнять последней. К тому же и предварительный результат у нее лучший...

Зрители бурно приветствовали каждый удачный прыжок. Вот заканчивает выступления Латынина, потом — Муратова. Суммы баллов соперниц — 19.016 и 19.049. Даже оценка 9,5 гарантирует одесситке золото.

Николаева выходит на разбег, мощно отталкивается ногами от мостика, потом руками — от снаряда. После приземления видит, как сорвались со своих мест тренеры и подруги. Все поздравляют: "Ты выиграла, выиграла!" Перед глазами все прыгает. В победу верится и не верится. Рита знает: ей по условиям соревнований положена еще одна попытка. Она, хоть золото уже добыто, хочет непременно исполнить второй прыжок. Уверена, что сделает его лучше первого. В конце концов ей хочется, чтобы зрители и судьи еще раз посмотрели, как она, Маргарита Николаева, умеет прыгать.

Сосредоточиться трудно. Но, взяв себя в руки, Рита смело идет на вторую попытку. Ее полет великолепен. Оценка — 9.766 балла, а сумма — намного выше, чем у соперниц (19.316).

В вышедшей вскоре после Олимпиады-60 книге "Римские репортажи" о турнире гимнасток писали: "Особенно поразила всех Маргарита Николаева. Новичок на Олимпиаде, она отважилась показать всему свету прыжок, на который до сих пор не решалась ни одна женщина. Чтобы сделать такой прыжок, нужно обладать незаурядной силой. Однако Николаева сумела добиться необычайной грациозности и мягкости исполнения труднейшего "мужского" упражнения. А ведь даже члены исполкома Международной федерации признали, что судьи оценивали выступление гимнастки строже, чем всех остальных.

И все-таки Николаева превзошла всех, показала, что ее первый шаг на Олимпиаде — шаг мастера".

Одесская гимнастка доказала: при исполнении прыжка лётом мужская сила не требуется. Весь секрет — в быстром разбеге и хорошем толчке.

Николаева удивила всех еще раз, когда выступала в финале на бревне. Уже перед самым выходом на помост Рита ошарашила выводящего тренера сборной новостью:

— Сегодня вставлю в программу стойку на одной руке.

— Откуда она взялась? — только и успел спросить тренер.

— Давно готовила,— скороговоркой ответила Рита. — За команду не делала, чтобы не подвести, если сорву... А сегодня сделаю обязательно...

И она сделала. Ее композиция получила в финале наивысшую оценку. Одесситка вновь покорила римских зрителей. Только чемпионка в упражнении на бревне, лидер чехословацкой команды Ева Босакова, получила такую же, как Николаева, оценку, но благодаря лучшему предварительному результату опередила одесситку на одну десятую балла. Николаева осталась четвертой, пропустив на пьедестал подруг по команде Латынину и Муратову. Обе благодаря более высоким предварительным оценкам обошли одесситку... меньше чем на пять сотых.

В Одессе Маргариту Николаеву встречали многие. Еще бы — первая в городе олимпийская чемпионка. К тому же двукратная! Гимнастку поздравляли знакомые и незнакомые, спортивные руководители и вчерашние соперницы. Но среди встречающих не было отца — он скоропостижно скончался именно в дни Римской Олимпиады...

(Окончание следует.)

Аркадий РЫБАК.