Номер 9 (1005), 12.03.2010
Конфликты в наше время возникают чуть ли не на ровном месте. Ну кто бы мог подумать, что в Одессе найдутся люди, которые потребовали бы отмены "Юморины"?! Ведь речь идет не просто о городском празднике, а событии, которое ежегодно привлекает в Одессу десятки тысяч жителей других городов и даже стран, "ярмарке веселья", ставшей одним из символов нашего города. Между тем такие люди нашлись. И не какие-то там маргиналы, а сам митрополит Одесский и Измаильский Агафангел...
ЦЕРКОВЬ НЕ ЖАЛУЕТ ЮМОР
Высокопоставленный церковный деятель обратился к городскому голове Эдуарду Гурвицу, предлагая перенести День смеха, который в этом году припадает на Страстной четверг, когда вспоминается Тайная вечеря и установление Христом Божественной литургии.
Для справки. Страстной четверг (Чистый четверг) - в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. В этот день происходят ключевые библейские события: Иисус омывает ноги своим ученикам и преломляет с ними хлеб евхаристии, потом Гефсиманский сад и предательство Иуды, в результате чего Иисус оказывается приговорённым к смертной казни. Это день между жизнью и смертью.
Свое предложение митрополит мотивирует угрозой проведения "массовых акций протеста со стороны широких кругов православной общественности". "Проведение подобного праздника в период Страстной седмицы воспринимается всеми православными одесситами как публичное и циничное оскорбление их религиозных чувств, прямой вызов святой православной вере", - говорится в письме митрополита. Также архиерей считает, что 1 апреля город наполняется "самым разнузданным и исполненным непотребств весельем, массовыми гуляниями, сопровождаемыми шумными концертами, обильным употреблением спиртного и бесчинствами... Верующие не дают мне покоя, ежедневно сотни людей приходят с просьбой: сделать все возможное, чтобы не омрачить крестный путь и страдания Христа. Учитывая то, что наш город всегда славился толерантностью и уважением к городской власти и Церкви, к духовным традициям, а также во избежание массовых акций протеста со стороны широких кругов православной общественности, прошу Вас, глубокоуважаемый Эдуард Иосифович, отменить в 2010 г. проведение "дня смеха" в Одессе. Если это не представляется возможным, по крайней мере, перенести данное мероприятие на пасхальные дни", - сказано в обращении митрополита к одесскому мэру.
ГЛАС НАРОДА
Известие об обращении митрополита вызвало бурную реакцию одесситов. Из потока мнений мы постарались выбрать наиболее характерные.
"За" Агафангела
"Редкий случай, когда я (да и, думаю, большинство одесситов) согласны с Агафангелом. Потому что "Юморина" с поролоновыми ушами и блюющими по углам подростками, это просто позор. Это же надо было так испохабить когда-то вполне достойный праздник".
"То, во что выродилась сейчас "Юморина", думаю, запретили бы большинство одесситов. Когда-то в этот день на десятках площадок выступали известные артисты, юмористы, творческие коллективы. Праздник ОРГАНИЗОВЫВАЛСЯ. А сейчас сами по себе будут слоняться тысяч 100 пьянючих подростков, а все развлечения сведутся к раскрашиванию волос из балончика и накладным ушам/носам/рожкам, за 20 гривен, купленным с лотка. Это убого, тупо и не вызывает никаких эмоций, кроме стыда за свой город".
"Церковь права, ничего плохого нет в том, чтобы
перенести этот позор. Двумя днями раньше, двумя позже
загадим город, в нашей яме это никакой погоды не сыграет".
"Против" Агафангела
"Церковь не должна диктовать власти условия! И хотя я, как и многие одесситы, не люблю ходить на уличные первоапрельские шествия из-за приезжей деревни, но Одесса не должна терять "Юморину". Если пост, то почему Киевский митрополит на инаугурации в Украинском доме попивал коньяк с буженинкой?"
"Почему мы все должны становиться заложниками чьих-либо конфессиональных интересов? Я сам не любитель "Юморины", но отлично понимаю, что этот праздник - своего рода визитная карточка города, время массового приезда гостей (кстати, дающих немалый доход городу), это праздник весны. Почему нужно лишать всего этого простых одесситов? Одесситы ведь не указывают православным, когда и что им праздновать, так почему православные считают допустимым пытаться испортить праздник одесситам?"
"Сам факт подобного обращения - это оскорбление для атеистов и верующих иных конфессий".
"Как будто, если Гурвиц отменит "Юморину", в город все равно не съедутся пьяные и не будут веселиться? Лучше пусть хоть какая-то организация будет".
ЧТО ДУМАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
ИА "МОСТ-Одесса" опросило одесских экспертов, как, по их мнению, на такое заявление должны отреагировать городские власти?
Сергей Черба, кандидат богословия, член религиоведческой ассоциации Украины: "Это давняя традиция города. Могут приехать люди из других городов, которые не услышат призыва Церкви. И будет разочарование, и будет много негатива. И это может даже еще больше сработать против Церкви, настроить против верующих. Убедить многих людей в том, что Церковь идет вразрез с нормальным ритмом жизни... Я думаю, что озвученный митрополитом подход к проблеме поста носит, скорее, показной характер, он сродни фарисейству. Тому, кто постится, не мешает "Юморина". Так, к примеру, Католическая церковь не может запретить празднование Дня святого Валентина. Хотя все убеждены, что это католический праздник, а на самом деле это праздник американский, коммерческий. А для самой церкви он является второстепенным".
Наталья Доброер, преподаватель кафедры культурологии и искусствоведения ОНПУ: "В христианском мире есть прекрасная традиция карнавала. Но она привязана к литургическому календарю: карнавал (масленица) всегда предваряет Великий пост. Быть может, уместно подумать, чтобы и одесский "День смеха" проходил до поста или после Пасхи (с учетом восточной и западной традиции)? Тогда в "День смеха" радовались бы все одесситы, а не только атеисты".
Юрий Демедюк, главный специалист по связям с религиозными организациями управления внутренней политики городского совета: "1 марта состоялось заседание рабочей группы Совета церковно-светского согласия при Одесском городском голове. Украинская православная церковь не принимает участия в работе данного совета (хотя неоднократно приглашалась к такому участию). Все остальные христианские конфессии, которые входят в состав совета, вопрос о переносе "Юморины" не ставили".
Эдуард Мартынюк, кандидат философских наук, религиовед, доцент ОНУ имени И. И. Мечникова, руководитель Центра компаративистских исследований религии: "К заявлению митрополита Агафангела я отношусь крайне отрицательно. Целесообразней ему было бы обратиться к самим православным. Чтобы те верующие, кто пожелает прислушаться к голосу митрополита, не принимали участия в "Юморине"... По Конституции мы живем в светском государстве. Разумеется, власти города не должны реагировать на такие обращения".
Вячеслав Стецько, эксперт Европейского института социальных коммуникаций, доктор богословия: "Для большинства жителей Украины христианские ценности являются значимыми. И из уважения к ним можно было бы перенести празднование "Юморины" на другой день... В таком контексте гораздо убедительнее выглядело бы совместное обращение глав всех церквей Одессы по этому вопросу. Но, как мне кажется, подумать об этом стоило намного ранее, еще в прошлом году, а не за четыре недели до "Юморины". Сегодня стоит думать о следующем годе. В следующем году 1 апреля также выпадает на время поста".
РЕШАЮЩЕЕ СЛОВО - МЭРУ.
"Мы с уважением относимся к чувствам верующих людей. Но не в наших силах отменить светскую традицию, которая складывалась десятилетиями. От того, что мы запретим празднование Нового года, который выпадает на пост, люди не перестанут отмечать этот праздник. Такая же ситуация с "Юмориной" - ее невозможно отменить. В Одессу приедут сотни тысяч людей, которые выйдут на улицы города. И если мы не предложим организованную программу праздника, люди отметят его стихийно и последствия могут быть непредсказуемыми. Поэтому своим бездействием мы можем не изменить ситуацию, а только ее ухудшить".
В проблеме
пытался разобраться
Константин
РИТИКОВ.