Номер 08 (1540), 1.04.2021
Выставка картин Стаса Жалобнюка "Золото скифов" украшает галерею Всемирного клуба одесситов. Охристо-золотистая живопись дополнена наклеенными объемными элементами, готовыми предметами, что придает произведениям интересные акценты.
— Дома, в Одессе, я не выставлялся лет пять, — признался на вернисаже художник. — Делал выставки в Киеве, а сейчас одновременно работают две мои экспозиции в Одессе — в Литмузее и здесь, в клубе. Удовольствие от живописи не может быть вечным. Я все время выхожу из живописи в какую-то объемность, в этом зале такие работы тоже представлены. К слову, мне очень нравится зал клуба после ремонта, он стал очень "правильным" для живописи.
— Много лет Всемирный клуб одесситов дружит, сотрудничает с Жалобнюком, — рассказал вице-президент ВКО Евгений Голубовский. — Каждая выставка — открытие новой грани этого мастера. Перед выставкой я побывал у него в мастерской. И еще раз могу подтвердить, он трудоголик, работ множество, но к каждой экспозиции Жалобнюк подходит осознано, стремясь, чтоб работы сложились в пазлы и выражали конкретную идею.
Жалобнюк давно перерос ученическое живописание. Его выставки — результат его размышлений — о человеке, его корнях, идентичности, но не в меньшей степени — про то, куда мы движемся. Когда-то художники стремились уйти от литературности своих картин. Этот путь шел от импрессионизма до абстрактной живописи. Мне кажется, сейчас происходит обратное движение. Все актуальное искусство сосредоточено на том, что сказать. Тем более, мастера давно освоили все возможные техники — от живописи до коллажа, от беспредметности до объемов, живущих в картинах.
Жалобнюк работает сериями холстов. Каждая картина может существовать сама по себе, но чтобы понять замысел художника, их нужно видеть все вместе, тогда они приоткрывают нам размышления автора. Одни из них минималистичны, почти как японские иероглифические письма, другие многослойны, включают пейзаж и натюрморт, третьи абстрактны и держат зрителя внутренним взрывом... Но все вместе они не дают забыть — и до нас была жизнь, был гармоничный мир, мы пришли в него, чтоб продолжать жизнь или уничтожить и себя, и все сущее.
— Что я знал до сегодняшнего дня о скифах? — говорит главный редактор альманаха "Дерибасовская — Ришельевская" Феликс Кохрихт. — От Геродота — что они пили густое греческое привозное вино, не разбавляя его водой... Потом — не помню у кого, может быть, у Витрувия, что степняки, разъезжавшие по северному побережью Понта Эвксинского, ловко сидели на своих лошадках благодаря тому, что были одеты в штаны, в отличие от эллинов, мерзнувших в своих коротких хитонах... Но, если всерьез, то знал, что они были стойкими и неутомимыми воинами, ели из глиняной посуды, вожди — из греческих краснофигурных чаш (они есть в собрании Одесского археологического музея). Уже в наше время на весь мир прогремело скифское золото — сокровище с трудной судьбой... Но вот сегодня увидел его отблеск скупой и потаенный на полотнах Стаса Жалобнюка. На них нет бородачей в колпаках при луках и колчанах, но все мы, жители Северного Причерноморья, так или иначе носим в себе частичку скифской крови.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.