Номер 8 (1105), 2.03.2012

ВОПРОС - ОТВЕТ

Наша первая публикация о реформе системы пенсионного обеспечения (см. "Порто-франко" от 17 февраля с. г.), появившаяся в ответ на обращения читателей, как и предполагалось, вызвала новый всплеск интереса к данной теме. Тем более что многие, увы, до сих пор незнакомы в достаточной мере с таким понятием, как "трехуровневая система", о чем мы обещали рассказать детальнее. В этом номере мы заострим внимание на т. н. втором уровне пенсионной системы. Данная публикация подготовлена в рамках проекта "Сво≤ надiйнiше!", организаторы которого - Госфинуслуг, проект USAID "Развития финансового пространства" (FINREP), Журналистский фонд Украины и Академия пенсионной реформы.

Вначале напомним читателям, что в настоящее время в Украине абсолютно преобладает т. н. солидарная система пенсионного обеспечения, когда сегодняшние работающие своими отчислениями фактически содержат сегодняшних пенсионеров. В предыдущей публикации мы показали недостатки данной системы, что обусловило необходимость пенсионной реформы. В процессе этой реформы наша страна должна перейти на трехуровневую систему пенсионного обеспечения, которая успешно используется во многих странах мира и доказала свое очевидное преимущество перед солидарной системой. В чем смысл такой системы, смотрите на схеме.


Второй уровень трехуровневой пенсионной системы предполагает внедрение системы общеобязательного накопительного пенсионного страхования. Ее главное преимущество перед солидарной системой заключается в индивидуальном характере пенсионных накоплений. Ибо часть обязательных взносов в пенсионную систему будет скапливаться на едином Накопительном фонде и будет учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан, которые (и в пользу которых) будут платить такие взносы. Размер страхового взноса на момент внедрения системы устанавливается в размере 2 % с последующим его ежегодным повышением на 1 % до достижения 7 %.

Но эти деньги не будут лежать без движения, мертвым грузом до момента, когда человек достигнет пенсионного возраста: в этом случае они будут просто "съедены" инфляцией. Средства, накопленные фондом, будут инвестироваться в экономику страны, чтобы получать доход, который позволит защитить их от инфляционных процессов. Управлять пенсионными средствами должны соответствующие компании, чья деятельность будет лицензироваться и которые будут избраны на конкурсной (тендерной) основе. При этом компании будут инвестировать средства не просто "по своему хотению", а строго в соответствии с требованиями законодательства (направления инвестирования, рынки инвестиций, диверсификация вложений и др.). Храниться активы будут в банке, несущем ответственность за их целевое использование. Средства на индивидуальном накопительном пенсионном счете гражданина будут его собственностью; но они поступят в его распоряжение только по достижении им пенсионного возраста или досрочно - в случаях, предусмотренных законом. Стоит отметить, что выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы. Т. е. солидарная система остается фундаментом (первым уровнем) пенсионной системы, а обязательная накопительная система рассматривается как дополнение к ней (в известной мере ее можно назвать "надстройкой"). Хотя, если судить по опыту западных стран, эта "надстройка" может быть достаточно значительной. Например, в Швейцарии выплаты второго уровня составляют 32 % всех пенсионных выплат, во Франции - 34 %, а в Нидерландах - и вовсе 40 %.

Какие же блага должно принести будущим украинским пенсионерам внедрение второго уровня пенсионной системы?

Прежде всего это позволит увеличить общий размер пенсионных выплат; ведь инвестиции Накопительного фонда должны приносить доход, который пойдет на пенсии. По подсчетам специалистов, совокупный размер пенсионных выплат первого и второго уровня составит не менее 55-60 % от средней заработной платы (в настоящее время этот показатель немногим превышает 40 %).

Усилится зависимость размера пенсии от трудового вклада, тогда и сами работники будут в большей степени заинтересованы в уплате пенсионных взносов. А значит, вырастет их заинтересованность в "белых" зарплатах, что должно сократить удельный вес теневой экономики, которая сейчас составляет не менее половины.

У реальных секторов экономики появится мощный источник инвестиционных ресурсов, что будет способствовать общему подъему экономики, появлению в связи с этим новых рабочих мест, росту отчислений в Пенсионный фонд.

Внедрение второго уровня пенсионного обеспечения поможет застраховать будущих пенсионеров от негативных демографических тенденций, а также колебаний национальной экономики.

Но все преимущества станут очевидными только тогда, когда система заработает. А для ее внедрения должны быть выполнены определенные условия, обусловленные законодательством: создание компонентов функционирования системы, внедрение системы персонифицированного учета обеспечения доступа застрахованных лиц к информации на накопительном пенсионном счете, сбалансированность бюджета Пенсионного фонда, обеспечение финансирования из государственного бюджета утраченной части страховых взносов в солидарной системе, а также создание Совета Накопительного пенсионного фонда, проведение конкурсов по выбору банка-хранителя, компаний по управлению пенсионными активами, аудитора Накопительного пенсионного фонда и т. п.

Что касается возраста участников второго уровня, то он зависит от ряда аспектов, в частности, будет учтено, что участник должен иметь достаточно времени, чтобы накопить сумму средств на накопительном пенсионном счете, которая вместе с пенсией из солидарной системы обеспечит ему достойный уровень пенсии. Практически, это касается тех, кому не более 35 лет.

Стоит отметить еще такой момент.

Второй уровень пенсионной системы предполагает обязательность уплаты страховых взносов; тут нет выбора - платить или не платить. Другое дело, что конкретный участник не сможет влиять на выбор управляющих компаний. Потому по истечении определенного срока гражданам будет предоставлено право перевести обязательные пенсионные сбережения с Накопительного фонда в избранный ими негосударственный пенсионный фонд. А тут уже речь идет о третьем уровне пенсионной системы, что станет предметом дальнейших публикаций.

Материал подготовил
Александр ГАЛЯС.