Номер 08 (904), 07.03.2008
Отклики наших читателей на статью Елены Лесковой
"Едя в поезде, у меня улетела шляпа", "ПФ" № 3.
СПАСИБО ЗА ПАМЯТЬ
"Мне было очень приятно, что нашелся человек, который вспомнил нашу Клару Соломоновну. Она действительно была необыкновенным учителем и воспитателем. Пишу "была", так как не знаю, жива ли она сейчас, ведь когда я оканчивала школу, а это было почти сорок лет назад, она уже была немолода... Но если она поныне здравствует, буду только счастлива, если же нет, то вечная ей память от всех, кого она учила. Мой адрес и телефон в редакции, и если кто-либо из её родственников захочет пообщаться со мной, буду весьма признательна.
Теперь по теме разговора. Я преподаю в одном из одесских вузов и просто ужасаюсь интеллектуальной неразвитостью студентов, о грамотности вообще умолчу. Беда в том, что они НЕ ЧИТАЮТ! Компьютер для них - единственное средство получения информации, но разве могут электронные СМИ заменить живое общение с книгой?
Я обращаюсь ко всем родителям, имеющим маленьких детей: не торопитесь покупать компьютер, сначала приучите ребенка читать, любить книги так, чтобы они стали ему необходимыми, а уж потом пусть он сам разберется, что ему интереснее. Только семья сможет спасти положение, а от государства тут ждать нечего".
И. Г. Иванова, преподаватель,
кандидат
биологических наук.
СТЫДНО БЫТЬ МАЛОГРАМОТНЫМ В XXI ВЕКЕ!
"С удовольствием прочитал статью Е. Лесковой "Едя в поезде..."
Мне тоже довелось ознакомиться с цитируемым в ней "произведением", честно говоря, я был в шоке и думал, заметил ли кто-нибудь, кроме меня, все эти антилитературные "перлы"? Рад, что заметили, жаль только, что автор статьи пощадила графомана и не назвала его (вернее, её), а вот я считаю, что "страна должна знать своих героев" хотя бы для того, чтобы другие издания по недосмотру не предоставляли вышеупомянутой "писательнице" место для публикаций. Это некая Евгения Костян со своим рассказом "Бомжи". Мысленно награждаю её призом "Развесистая клюква" и надеюсь больше никогда не встретить её имени на страницах газет.
Стыдно, очень стыдно быть малограмотным в XXI веке, а уж журналистам и писателям, на которых мы, простые люди, равняемся, стыднее во сто крат".
Александр Васильевич Остапчук,
автослесарь.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
"Это вечные вопросы, которые волнуют общество на протяжении веков, попробую и я попытаться на них ответить хотя бы поверхностно.
Когда-то все мы жили в одной огромной и сильной стране, где борьба с безграмотностью была частью государственной политики с первых дней советской власти. В массовом порядке были организованы курсы по ликвидации безграмотности, так называемые ликбезы, школы рабочей и сельской молодежи, открывалось огромное количество бесплатных библиотек и т. п. Результат не заставил себя ждать: СССР по праву называли самой читающей страной в мире. Что далеко ходить - я много лет прожила на улице Черняховского, так вот на этой небольшой, всего в два квартала, улице работали две публичные библиотеки, в которых был большой выбор самых разнообразных книг, и народу там каждый день было не протолкнуться. Сейчас же все библиотеки города можно пересчитать на пальцах одной руки. А какие выходили газеты и журналы! Одна "Литературная газета" чего стоила! Теперь же пресса резко "пожелтела" и в большинстве своём приобрела бульварный характер (ваша, пожалуй, одна из многих удержавшаяся, за то её и выписываю).
Вывод делаю однозначный: виновато государство, которому проще и выгоднее управлять быдлом (простите за грубое слово).
Что делать? А вот с этим хуже, тут уж все зависит от конкретного человека, конкретной семьи, конкретного учителя. Тот, кто захочет, чтобы его дети выросли умными, интеллектуально развитыми, грамотными людьми, а не "биомассой", как называют нас некоторые политики, будет в домашних условиях прилагать к этому все силы и воспитывать своих чад, не надеясь ни на дядю, ни на тетю".
Людмила Ивановна Клименко,
пенсионерка.
ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО СРОЧНО ИЗМЕНЯТЬ
Откуда же взяться грамотным людям, если у нас повсеместно закрывают русские школы, а во всех прочих преподают русский язык и литературу раз в неделю! Пушкина перевели на укра⌡нську мову! Вместо классиков великой литературы изучают "Гарри Поттера". Это полное безобразие и вопиющее нарушение гражданских прав человека.
Я, конечно, пытаюсь что-то донести до своего сына, но где мне взять время, если я, интеллигентный человек с высшим гуманитарным образованием, вынуждена заниматься совсем не свойственной мне работой по 14 часов в сутки, чтобы как-то выжить...
Думаю, что если мы все не будем замалчивать проблему, а требовать придания русскому языку статуса второго национального и нормального изучения его в школе, может быть, что-нибудь и изменится.
Н. В. Протасова,
мама семиклассника.
"МЫ УЖЕ СЕЙЧАС ЗАКЛАДЫВАЕМ СЕБЕ БОМБУ НА БУДУЩЕЕ"
"Мало кто знает, что недавно заместитель директора института социологии Национальной Академии наук Украины Николай Шульга презентовал в Киева результаты проведенного социологического исследования.
Согласно ему "исключительно на украинском языке в семьях общается только 29 % граждан нашей страны". Н. Шульга отметил, что подавляющее большинство украинцев и дома, и за его пределами общаются на русском языке, хотя при этом свободно владеют украинским, а только 19 % граждан хотели бы слушать новости и смотреть телепередачи на украинском языке. "Конституционный Суд не хочет интересоваться социальным диагнозом общества, - подчеркивает ученый. - То, что происходит на официальном уровне, идет в разрез с тем, что происходит в обществе... Не решая эту проблему, мы уже сейчас закладываем себе бомбу на будущее. Может быть, такая бомба кому-то нужна..."
В связи с этим подумалось вот о чем: может ли Украина называться европейским государством, нарушая конституционные и гражданские права большей части своего населения? Ведь во многих странах Европы есть по два и более государственных языков, и нет при этом никакого социального напряжения и неприязни среди людей. Почему же наша правящая элита столь страстно искореняет русский язык в Украине? Не для того ли, чтобы раздробить нашу некогда цветущую и благополучную страну на удельные княжества по национальному признаку в угоду Западу?
Нам сейчас внушают, что при советской власти украинский язык был чуть ли не изгоем... Нашла я как-то свой школьный дневник за 1967 год, читаю расписание: понедельник - укр. лит., укр. яз., русск. яз., русск. лит., математика, физика. Вторник: история, англ. яз., укр. яз., русск. яз., география. И так на всю неделю.
И русский, и украинский языки преподавались ПОРОВНУ! Поэтому и знали мы и тот, и другой язык - кто лучше, кто хуже, но ОДИНАКОВО! А сейчас не знают ни того, ни другого, вот вам и "едя в поезде". Так хотелось верить, что у нового правительства хватит ума не муссировать надуманную "национальную проблему" и восстановить справедливость, но, увы. Может, их всех на стажировку в Швейцарию отправить?"
Галина Петровна Онищенко,
пенсионерка.
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
"Правильную тему подняла ваша газета. Безграмотность захлестнула нас мутной волной. Ехал как-то по ул. Академика Филатова, на дверях кафе крупно написанное объявление": "требуется ПОСУДАМОЙЩИТСЯ", через месяц его уже сняли, видно подсказали знающие люди, но ведь кто-то же его написал! И подобное - на каждом шагу. А ведь каких-нибудь двадцать лет назад ничего подобного не было, большинство населения было и образованным, и грамотным. Моя мать родилась сразу после революции в неграмотной крестьянской семье, однако выучилась, всю жизнь любила читать, писала и говорила грамотно. Так куда же нас толкают, обратно в царизм, что ли? Или еще дальше - в первобытно-общинное общество, чтобы бегали с дубинками и мычали, как в фильме "Миллион лет до нашей эры"?
Когда-то я читал один фантастический рассказ (к сожалению, не помню автора), так там суть была вот в чем: на одной планете высшая иерархическая элита запретила своему населению говорить и читать на родном языке. Так через три или четыре поколения основная масса людей стала объясняться жестами. Эту массу загнали на самые тяжелые работы, а верхушка наблюдала за людьми с экранов, если кто умный находился - хвать его и в подземелье.
Неужели такого будущего мы для себя хотим, вернее, уже не для себя, а для наших детей и внуков? Я считаю, что нужно изменять государственный подход к системе образования и воспитания, пока не поздно, иначе уже через одно-два поколения мы рискуем оказаться в темном и необразованном обществе, где над немногочисленными культурными и грамотными людьми будут попросту смеяться. Есть такая притча: злой волшебник предложил людям одного селения напиться из отравленного источника. Все, кроме одного, выпили и сошли с ума. Тот, кто не пил, остался нормальным, и на него все показывали пальцем и считали сумасшедшим. Устал он бороться с согражданами, считающими себя нормальными, и тоже выпил отравленной воды и стал, как все.
Вы спрашиваете: что делать, как изменить ситуацию с всеобщим обыдлячиванием? Я не знаю. Наверное, "не пить отравленной воды".
Может быть, я пессимист, но нет у меня оптимистических прогнозов на будущее, даже несмотря на любимую мной передачу "Самый умный". Радует, конечно, что остались еще дети что-то знающие и читающие, но я в то же время понимаю, что они - это капля в море. Видимо, они пополнят вскоре тот самый тонкий "прошарок", который будет наблюдать за прочими на экранах. Впрочем, я пожилой человек и могу ошибаться, дай Бог, чтобы я ошибался и не настали бы те самые "последние времена", о которых написано в Библии.
А еще в Библии сказано: "В начале было слово". То есть СЛОВО лежит в начала всего происходящего - и хорошего, и плохого. Вот о чем надо всем задуматься.
Извините за сумбурное изложение и некоторую резкость - что наболело на душе, о том и написал".
С уважением к вашей газете,
А. В. Ушков, военный
пенсионер,
майор в отставке.
* * *
К моему удивлению, обсуждение темы безграмотности переросло в более серьезные и глобальные размышления наших читателей.
Да, наш народ прекрасно понимает, "откуда растут ноги".
Кстати, заметьте, откликнулись люди среднего и пожилого возраста. Молодежь, видимо, данной проблемы не понимает, а может просто газет не читает, что вероятнее всего.
Очень жаль также, что к этому разговору не пожелали присоединиться те, кого он напрямую касается, - представители властных структур, органов образования, политики, а их мнения и предложения узнать очень бы хотелось.
Большое спасибо всем неравнодушным читателям, принявшим участие в обсуждении темы.
Елена ЛЕСКОВА.