Номер 2 (1442), 25.01.2019
В ходе Зимнего Кинорынка ОМКФ прошла дискуссия на тему "Украинское кино в прокате", в которой приняли участие представители различных звеньев украинской киноиндустрии, сообщили в пресс-службе Одесского международного кинофестиваля.
В начале дискуссии генеральный продюсер ОМКФ Юлия Синькевич почеркнула, что прокат украинского кино остается достаточно сложной и острой темой.
"Прокатный успех и промо фильма начинаются еще на этапе проекта, поэтому к их обсуждению стоит привлекать представителей всех звеньев кинопроизводства, - считает она. - У нас есть конкретные примеры успеха, и нужно разбираться, почему система не работает в других случаях. Для этого мы и собираем инсайдеров украинской киноиндустрии - чтобы попытаться понять, какие подводные камни в этой сфере существуют, как избежать ошибок и, наконец, как сделать так, чтобы национальный фильм собирал полные залы".
Глава Госагентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко полагает, что нынче украинское кино возрождается. Доказательством он считает двойной рост кассовых сборов украинских фильмов, а также то, что выходят фильмы, рассчитанные на широкую зрительскую аудиторию. Глава Госкино подчеркнул важность внедрения единого электронного билета, что позволит увидеть реальную картину того, сколько у нас действующих кинотеатров, сколько фильмов и в каком количестве залов их показывают, как на них продаются билеты. И главное - сколько среди них украинских лент и насколько выдерживается квота в демонстрации.
Вопрос проката украинского кино участники рассмотрели на конкретном примере - ленте "Дикое поле", которая еще задолго до премьеры вызвала большой интерес у украинского зрителя. Впрочем, продюсер этого фильма Владимир Яценко признал, что по сборам успех не был достигнут. "Во-первых, на это повлияла сложность жанра. Он не совсем определен, это не чистая комедия и не чистая драма. Это сложно, зрители не всегда готовы такое смотреть, а кинотеатры не всегда готовы с этим работать, - сказал Яценко. - Второй фактор - это экспериментальный подход к промо как к большому релизу. Мы должны учиться работать с непростыми темами, а не только с комедиями".
Продюсер также предположил, что в 2019-м стоит ожидать больших провалов в прокате комедий, ибо сейчас их производится очень много. Между тем, добавил Яценко, у нас нет ни одной успешной городской драмы. Был поднят также важный вопрос количества кинозалов и их сотрудничества с украинскими фильмами.
"Из 100 с чем-то кинотеатров, которые нас прокатывали, более 10 % сборов - это был один кинотеатр "Жовтень". Там умеют работать со своим зрителем. Конечно, в Украине в целом мало залов. Но давайте учиться работать с разными темами. И кинотеатрам стоит учиться работать со зрителем, который ходит на разное кино", - отметил Владимир Яценко.
А вот Роман Мартыненко (кинокомпания MMD) полагает, что с самого начала риски проката "Дикого поля" были понятны, ведь аудитория этого фильма не является активными посетителями кинотеатров.
"Здесь возникает вопрос именно взросления нашей аудитории. Опять же, несмотря на то, что украинское кино соревнуется с голливудским не на равных, мы видим в цифрах, что рост его посещений очевиден. Чтобы он был еще лучшим, необходимо работать с аудиторией. Здесь не требуется ничего удивительного: дайте украинскому кино чуть больше рекламы, более активные плоскости, поработайте с информацией об этом релизе. И потихоньку эту ситуацию можно будет раскатать до действительно серьезных показателей в деньгах", - отметил Р. Мартыненко.
Продюсер фильма "Бобот" Алексей Москаленко отметил, что промо голливудских и украинских фильмов должно максимально отличаться, поэтому для наших реалий необходимо развивать совершенно другие механизмы.
"Очень хорошо работают какие-то адресные вещи: когда приезжают команды в небольшие города и собирают там полные залы. Аудитория есть, просто она не в курсе, что украинское кино ее ищет", - добавил А. Москаленко.
В то же время Полина Толмачева (Film.Ua GROUP) отметила: "Самая главная ошибка, которую мы все делаем, когда начинаем работать с украинской аудиторией, - это формулируем задачу о том, как "затянуть" зрителя в кино. Но кино - это развлечение. Человек приходит сюда, чтобы получить эмоцию. Для того, чтобы украинский зритель пришел в украинский кинотеатр на украинский фильм за обещанными ему эмоциями, мы (я имею в виду украинских кинематографистов) должны создать себе репутацию. Нам нужно бороться за зрителя. Пока мы не разбаловали его шедеврами. Но мы очень стараемся, учимся, у нас много талантливых людей".
Руководитель департамента маркетинга сети кинотеатров "Синема Сити" Елена Ницко отвергла обвинения в том, что кинотеатры якобы саботируют прокат тех или иных фильмов.
"В нашей практике я не помню ни одного случая, когда присланные в кинотеатр трейлеры или другие рекламные материалы для соцсетей или розыгрышей не были использованы. То же "Дикое поле" присылало очень много материалов: интересные моменты бэкстейджа, реплики главных героев. Все это мы сразу же даем зрителю. Уже сейчас наши прокатчики конкурируют между собой за то, кто возьмет в прокат тот или иной украинский фильм. Разве мы могли подумать об этом еще несколько лет назад?"
Руслана Ципьяшук, представляющая кинотеатр "Премьера" города Ковель, отметила, что если бы производители фильмов создавали фильмы за свой счет, а затем получали, как приятный бонус, финансирование и поддержку от государства, они бы работали иначе.
"Это был бы другой подход, другой анализ аудитории. Они стали бы мыслить как мы, предприниматели. Мы со своей стороны делаем то, что можем, но производители должны максимально заниматься своими фильмами. Иначе работы не будет".