Номер 01 (746), 14.01.2005
Как уже писалось в материалах МКФ "МОЛОДОСТЬ", любой фестиваль это не только просмотры фильмов, но это еще интересные встречи, пресс-конференции, интервью, личные беседы... Словом, диалоги, вопросы, ответы, в результате которых рождается портрет личности.
Четыре таких портрета, составленных из вопросов и ответов, заданных и услышанных при разных обстоятельствах, будут опубликованы в нашей газете.
Первый портрет это портрет американского режиссера ВАДИМА ПЕРЕЛЬМАНА, возглавлявшего главное жюри XXXIV МКФ "МОЛОДОСТЬ".
1. ДОМ ВАДИМА ПЕРЕЛЬМАНА
Вадим Перельман родился в 1963 году в Киеве. В 14 лет он вместе с матерью эмигрировал в Канаду. Последние 13 лет работал в Голливуде, создавая рекламные фильмы. Неожиданно для многих его дебют в игровом кино стал сенсацией. Фильм "ДОМ ИЗ ПЕСКА И ТУМАНА" имел не только блистательный успех у широкой публики, получил головокружительный прокат, но и удостоился наивысшей награды Американской академии киноискусств "ОСКАРА".
На МКФ "Молодость" в Киеве картина была показана в рамках внеконкурсного просмотра и произвела на всех огромное впечатление.
История борьбы иранского эмигранта и американской девушки за райский уголок бунгало на берегу океана, история, где каждая сторона права по-своему, где свершившаяся трагедия не адекватна изначальной причине, но вполне укладывается в рамки существующих взаимоотношений людей на Земле, составляет содержание фильма, его основу. Характеры, образы, создаваемые актерами (Бен Кингсли и Дженнифер Конелли), умопомрачительная операторская работа, удивительно органичная сюжету музыка это уже не только плоть, но и кровь фильма. Картина дублирована, и есть надежда, что наши киноманы (и не только киноманы) смогут оценить этот фильм.
А сейчас перейдем собственно к вопросам и ответам.
Вам не кажется удивительным успех картины в Америке? Это же про квартирный вопрос, это ж все наше!
Думаю, это универсальный вопрос. На прошлой неделе я был в Японии. Там те же проблемы. Возможно, у них меньше эмигрантов, но люди везде одинаковы. (Из передачи "Снiданок з 1+1" от 21 октября с ведущим А. Еремой.)
В фильме "Дом из песка и тумана" происходит столкновение двух культур. Как вы относитесь к мультикультурному обществу? Возможна ли его стабильность? Ваша реакция на противопоставление ислама другим религиям и сопровождающий это противостояние терроризм?
Я не хотел вводить политику в мою картину. Она где-то на заднем плане фильма. В моей картине все правы и для всех трагедия. Мои герои перепутали такие понятия, как house здание и home - Дом в обобщающем смысле этого слова. "Дом из песка и тумана" это "home". Только в финале фильма, когда трагедия стала необратимой, они поняли, что Дом это то, что в их сердцах. Всем есть место в этом мире, но натура человеческая такова, что люди все время за что-то дерутся.
Ваше личное представление о Доме?
Дом это мое и твое место в этом мире, это моя семья, это может быть любая географическая точка, где рядом со мной мои близкие.
В мире идут одновременно два процесса объединение наций скажем Евросоюз, и в то же время раскол. Может ли искусство помочь преодолеть этот кризис?
Бывает, что люди кого-то ненавидят. Кто-то негров, кто-то китайцев, кто-то евреев. Но случается, что у того, кто ненавидит, скажем, китайцев, появляется друг-китаец. И он говорит: "Китайцы, конечно, народ плохой, но мой друг хороший, хоть и китаец".
И это потому, что он поближе узнал "своего" китайца. Искусство должно помочь людям лучше узнать друг друга, полюбить друг друга, понять, что все люди одинаковы. Я сажусь в такси. Фамилии водителя не прочитать и не выговорить. По-английски он не говорит. Но он для меня не чучело. Я понимаю, что его тоже ждет семья, дети, есть радости и заботы, как и у нас у всех.
Что для вас значит такое понятие, как солидарность?
Солидарность это объединение людских душ. Все будут плакать, глядя на мать, теряющую свое дитя.
В вашей картине одинаково сочувствуешь и мусульманину и американке. Это ваша заслуга или это было заложено в книге?
Это было заложено в одноименном романе Андре Дюбюса. У него разные главы посвящены поочередно иранцу и американке Кэт. Каждая глава успевает захватить настолько, что забываешь о втором герое. В картине я искал баланс, дающий эффект равного сочувствия.
И все же, откуда столько ненависти даже среди людей одной культуры? Как ее преодолеть?
В моем фильме и в жизни все беды оттого, что люди не находят возможности сесть и поговорить друг с другом по душам, понять один другого.
Что страшнее, то, что люди не говорят друг с другом, или то, что не слышат друг друга?
Одинаково страшно и то, и другое. Как часто услышанные слова "переводят" на свой язык, свои понятия.
Не страшно ли было после 12-13 лет работы над рекламными фильмами, взяться за художественный? Как вы решились на этот шаг? Как вам удалось привлечь таких китов, как Спилберг, Кингсли и Конелли к сотрудничеству?
Они в меня поверили. И автор романа поверил и дал согласие на экранизацию. Они почувствовали, и им передался мой энтузиазм.
И у вас не было никаких сомнений?
Я и сейчас сомневаюсь. Страх никогда не пропадает. У меня был хороший опыт 13 лет работы над рекламными фильмами. Я знал площадку, имел опыт работы с людьми, знал кинотехнику. Нужен был только момент, когда на тебя снисходит вдохновение. Таким моментом стало знакомство с романом "Дом из песка и тумана".
Вы пережили в жизни те же беды, у вас были такие же потери, что и у ваших героев. Пережитые реалии вы смогли соединить в картине с художественным осмыслением. Почувствовали ли вы облегчение, очищение после завершения работы?
Да, безусловно, наступил катарсис. Древние греки недаром ввели трагедию. Человек сначала наблюдает чужое горе со стороны, затем приходит домой и начинает примерять на себя увиденную ситуацию. А затем задумывается над тем, как он сам повел бы себя в таком же случае. И тогда приходит очищение.
(Окончание следует.)
Елена КОЛТУНОВА.
На фото автора: "Вердикт жюри оглашен можно расслабиться".