Номер 21 (1553), 29.07.2021

ТАИНСТВЕННАЯ "НАДПИСЬ"

В Художественном музее открылась выставка абстрактной живописи на крупноформатных полотнах. Она имеет название "Надпись" и состоит из 30 работ киевского художника Владимира Будникова из разных серий, созданных им в 2016–2019 годах.


Художник родился в 1947 году в Киеве. Он получил отличное образование, сперва в Республиканской художественной школе им. Т. Г. Шевченко, а затем в Киевском государственном художественном институте, где учился в мастерской знаменитой Татьяны Яблонской.

Фундаментальные основы творчества Владимира Будникова начали формироваться во второй половине 1960-х годов.

В. Будников — абстрактный художник. По мнению экспертов, в его произведениях органично соединяются живопись цветового поля с точными мазками, которые будто вдохновлены японской каллиграфией. Здесь присутствуют четкие границы, ритм и контрастность простых форм, монументальность. Все работы объединяет присущий автору сдержанный колорит.

"В своем ощущении цвета Будников придерживается аскезы. К благородному черно-белому плетению целого он добавляет один-два акцента цвета. Граница между живописью и графикой не является непроницаемой, он играет с "медиаспецифичностью" и того, и другого, смешивая методы", — отмечает куратор и искусствовед Виктория Бурлака.

Будников является исследователем плоскости живописной метафизики, автором композиций особого качества; он считается основателем необарочного течения в нефигуративной живописи. Картины Владимира Будникова находятся в музеях Украины, а в публичных и частных коллекциях Австрии, Германии, США, Японии, Франции, стран Балканского полуострова.

Владимир Будников — заслуженный деятель искусств Украины, профессор Национальной академии искусств. В 1998 году получил звание "Художник года" и Премию "Золотое сечение" на III Международном Арт-фестивале в Киеве. По его творчеству в 1993 году была защищена диссертация в Берлинском Университете Гумбольдта.

Свои картины художник пишет почти как роман.

— Работая, я сосредоточился на обстоятельствах, при которых может состояться язык, а также на том, что ему грозит либо препятствует. Более того, я взялся за "написание", чем словно вернул живопись к ее буквальной сути — принципу, согласно которому речь становится живой, "живым письмом". Надпись становится границей между изображением и нарративом, находясь на обоих поприщах одновременно, воплощая в своей перспективе то, каким образом абстрактный рисунок удерживает содержание, — говорит Владимир Будников.

Об истинном содержании буквенных высказываний "Надписи" можно только догадываться. Кому-то эти картины напоминают заборные граффити, кому-то письмена на Валтасаровом пиру. Зависит от уровня культуры зрителя.

Виолетта СКЛЯР, Андрей ТИШКОВ.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.